19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется вырезание по дереву

Прорезная резьба по дереву

Дерево является распространённым декоративным материалом. Существует немало техник обработки, с помощью которых мастера создают из него настоящие шедевры. Прорезная резьба по дереву, сочетающая простоту и изысканность, является одной из наиболее впечатляющих. С её помощью декорируют помещения или делают украшения для деревянных домов: ажурные наличники и карнизы. Этот вид резьбы по дереву является одним из неофициальных символов России.

Особенности прорезной резьбы по дереву

Некоторые считают, что сквозная резьба получила распространение вместе с появлением тонких широких досок промышленного изготовления. До этого подходящие материалы приходилось изготавливать вручную.

Пропильная резьба представляет вырезание сквозных изображений из тонких досок или листов фанеры. Существует несколько разновидностей такого искусства. Иногда прорезные рисунки оставляют плоскими, а в некоторых случаях их делают рельефными с помощью использования стамесок и специальных ножей.

Сейчас имеются инструменты, с помощью которых мастер может работать спокойно и уверенно. В далёкие времена для того, чтобы выполнить узоры с помощью прорезной резьбы по дереву, сначала просверливали отверстия с помощью древнего аналога дрели — коловорота. Затем выпиливали фигурные прорезные отверстия с помощью лучковой пилы.

Если необходимо, украшают получившиеся изделия резьбой по дереву, придавая ему объём.

Сейчас принято начинать обработку отверстий, используя дрель с набором подходящих свёрл. Пропиливают их вдоль краёв лобзиком. В сложных случаях используют традиционные инструменты для обработки дерева: ножи, стамески и пилки. Использование электроинструментов позволяет существенно увеличить скорость работы мастера.

Иногда во время обработки могут быть повреждены края отверстий. Чтобы исправить это используют ножи, а также наждачную бумагу. Чтобы снизить риск повреждения, нужно с обратной стороны подклеить лист толстой бумаги — в этом случае инструменты не будут рвать края отверстий.

Технология прорезной резьбы

Для того, чтобы создать изображение, сначала необходимо сделать рисунок. Это можно сделать самостоятельно или найти готовый. В интернете существует большое количество вариантов, которые можно использовать для работы.

Чтобы сделать прорезное изображение, необходимо создать начальное отверстие. Для этого используют свёрла или специальные стамески. Обычно просверливают доску в нескольких местах с внутренней стороны будущего отверстия. Затем в него вставляют пилку для лобзика и пропиливают в соответствии с чертежом. Иногда рисунок слишком мелкий для использования лобзика. В этом случае применяют специальные пилки. При этом нужно использовать такие, у которых мелкие зубья. В противном случае они способны начать рвать древесину и испортить изделие. Если необходимо, получившиеся изделия украшают резьбой по дереву, придавая им объём.

После создания прорезного узора нужно его обработать при помощи наждачной бумаги или надфиля. Для создания аккуратных краёв можно использовать также ножи и стамески. Иногда созданное изделие покрывают лаком для придания ему красивого внешнего вида.

Виды прорезной резьбы

Прорезные изображения характеризуются наличием сквозных узоров. Они могут быть плоскими или объёмными в последнем случае после создания его обрабатывают с помощью специальных ножей, применяемых для обработки дерева. Рельефную резьбу также называют кружевной.

Если изображение остаётся в том виде, когда видны сделанные мастером отверстия, то такие изображения можно назвать сквозными. Иногда его наклеивают на деревянную основу и получается своего рода барельеф. В этом случае узор называют накладным.

Эта техника применяется также для домовых прорезных изделий. В этом случае речь идёт об изготовлении деталей для украшения деревянных домов. Она имеет свои характерные особенности. Одной из них является стремление избегать мелких деталей.

Инструменты и материалы

Для того, чтобы приступить к созданию прорезной резьбы, понадобятся тонкие деревянные доски или фанерные листы. Для создания изображения важно выбрать подходящую породу дерева. Главное требование состоит в том, чтобы оно было качественное и хорошо высушенное. Приобрести его можно в специализированных мебельных магазинах или на лесопилке.

Каждая порода дерева имеет особенности, которые нужно учитывать при выборе:

  1. Сосна известна тем, что она легко поддаётся обработке. Но у неё есть ряд недостатков: смолистость, слишком явная текстура, разная плотность слоёв дерева. Поэтому сосна подходит для работы только в редких случаях.
  2. Осина — мягкий материал. При обработке древесина мнётся, что требует для работы особых навыков.
  3. Липа и берёза имеют подходящие текстуру и плотность. Они хорошо подходят для создания прорезной резьбы.
  4. Слива сочетает твёрдость с податливостью при обработке. Она хорошо подходит для создания как крупных, так и мелких рисунков. С ней мастер может достичь выдающихся успехов, но и для новичка древесина сливы также подойдёт.

Нужно быть уверенным в том что сушка древесины была проведена качественно. Рекомендуется подержать древесину в тепле и в условиях хорошей вентиляции, пока она не высохнет полностью.

Нужно подготовить необходимые инструменты:

  1. Электролобзик с набором пилок.
  2. Дрель с набором различных свёрл.
  3. Наждачная бумага и лак для финальной обработки.
  4. Могут понадобиться специальные ножи для резьбы по дереву и набор стамесок.
  5. Для прорезания отверстий могут использоваться нестандартные технологии. Например, это можно сделать прожигая отверстие нихромовой проволокой.

Нужно подготовить для работы трафареты узоров, сделанных в натуральную величину. Тх можно найти в интернете или сделать самостоятельно.

Трафареты и шаблоны

Перед тем, как начать работу, необходимо найти шаблон, который хочется воплотить. Его можно найти в интернете на специализированных сайтах или на таких, которые посвящены рукоделию.

Нужно не только найти нужный трафарет, но и сделать его в натуральную величину. На этом подготовка рисунка заканчивается.

Шаблоны можно использовать не только для целых узоров. Можно, например, с помощью шаблонов создавать одинаковые детали, составляющие узор. На их основе можно придумывать авторские варианты.

Трафареты нужно выбирать в соответствии с уровнем своего мастерства. Если работает мастер, то можно использовать сложные узоры. Для новичка больше подойдут несложные с простыми отверстиями.

При выборе нужного чертежа важно соразмерять создаваемый продукт и основу, для которой он делается. Если узор представляет собой часть композиции, то он должен соответствовать всему рисунку.

Важно различать узоры по стиля в соответствии с замыслом работы. Например, растительный или анималистический стиль содержит много повторяющихся деталей и может быть использован в большинстве стилей декорирования.

Пользуются популярностью сделанные в такой технике надписи. Как правило, трафареты для них приходится изготавливать самостоятельно. Это связано с тем, что узоры с использованием надписей носят индивидуальный характер.

Прорезные узоры — это техника, которые могут освоить даже начинающие. Конечно, им будут не под силу сложные рисунки, но они смогут сделать украшения, которые будут поражать зрителей стильностью и изяществом.

Какие инструменты нужны для резьбы по дереву

Одним из лучших материалов для декоративного оформления интерьера была и остается древесина. Являясь полностью натуральным, ни в процессе обработки, ни в ходе эксплуатации дерево не выделяет вредных для здоровья веществ. Дерево практично, дерево красиво. Пользуясь простым инструментом, можно создать уникальное резное украшение: панно, шкатулку, статуэтку.

Читать еще:  Для чего нужен проходной выключатель

Резное изделие из дерева – лучшее украшение собственного дома и отличный подарок. Резьба – это несложно, мастером по дереву может стать каждый, надо лишь чуточку таланта, много усидчивости и, конечно же, хорошие инструменты для резьбы по дереву.

Без чего не обойтись начинающему резчику

Любой, кому посчастливится оказаться в мастерской настоящего мастера резьбы по дереву, ужаснется – так много тот использует различных инструментов. Просто глаза разбегаются. Мастер легко определит, чем выполнить тот или иной штрих, что лучше всего подойдет для той или иной детали. Выбор правильного инструмента для резьбы во многом определяет качество изделия.

Начинающему резчику вовсе не обязательно закупать полный набор инструментов, для изготовления изделий начального уровня можно обойтись несколькими наиболее универсальными ножами и стамесками. Это даст возможность получить опыт работы, выработать свой стиль, а после обзавестись именно тем инструментом, который действительно будет востребован.

Ножи-косяки

Самые распространенные ножи для резьбы по дереву – ножи-косяки. Ими пользуются как маститые профессионалы, так и начинающие резчики. Ножи этого типа имеют скошенное лезвие, благодаря чему удобны для создания небольших углублений. Их применение оправданно как для плоскорельефной выборки, так и для создания объемных композиций.

Отдельная разновидность косяка – нож-флажок. Он выглядит как треугольник, одним углом воткнутый в рукоять. Данный нож универсален, в работе используются все зоны лезвия.

Ножи-косяки отличаются углом режущей кромки и шириной лезвия. По виду заточки различают однофасковые и двухфасковые. В инструментарии начинающего резчика должно быть несколько таких ножей: как минимум три различной ширины.

Резаки для геометрической резьбы

При изготовлении рельефных панно не обойтись без другого распространенного ножа резчика – ножа-резака. Благодаря более длинному лезвию такой нож идеально подходит для создания орнаментов, имеющих форму геометрических фигур. Им удобно обрабатывать криволинейные фигуры и закругления. Так, ножом-топориком вырезают треугольники и другие фигуры.

Помимо создания плоских рельефов, резаки широко применяют и для объемных изделий. В умелых руках маленький резак может сравниться с кистью художника.

Богородский нож, «Татьянка»

Словосочетание «богородская игрушка» знакомо многим. Это деревянная фигурка ручной работы. Практически весь процесс резьбы от подготовки заготовки до сглаживания мелких неровностей выполняют особым ножом, также называемым богородским. Такой нож непременно должен быть в мастерской резчика.

Широко распространена модификация данного ножа, в народе называемая «Татьянка». При резке мягкой древесины полный цикл работ можно выполнить одним этим инструментом. Он отлично подходит для резьбы «на силу», благодаря удобной рукояти идеально передает усилие на лезвие.

Стамески для резьбы по дереву

Выборки самых различных конфигураций удобно делать с помощью стамесок. Резчики используют различный инструмент, но более всего распространены:

  • прямые стамески;
  • полукруглые или радиусные;
  • клюкарзы, полукруглые стамески с изгибом у режущей кромки;
  • скобчатые, имеющие П-образный профиль;
  • уголковые.

В отличие от ножей, применение стамесок для резьбы по дереву позволяет за один проход сделать канавку требуемой глубины и профиля. При работе с мягкой древесиной стамеску вдавливают рукой, резьба по твердому дереву требует ударной техники. Тут на помощь мастеру придет деревянный молоток, киянка.

Помимо различий в профиле, стамески отличают и по размерам. Существует инструмент с рабочей кромкой от двух миллиметров до нескольких сантиметров.

Кроме этого существует еще один вид инструментов для гравировки и резьбы по дереву – штихель. Им можно выполнять красивые художественные работы.

Другие необходимые инструменты

Одними ножами и стамесками резчику не обойтись. Необходимо обзавестись и другим инструментом, предназначенным для обработки дерева. Список может быть очень обширным, все зависит от квалификации мастера и перечня изделий, которые он планирует изготовить. В любом случае потребуется:

  • ножовка или электрическая пила для вырезания заготовки;
  • топорик для черновой обработки;
  • рубанок и рашпиль для подготовки поверхности доски;
  • набор лекал для переноса изображения на заготовку;
  • дрель, ручная или электрическая;
  • нихромовая проволока для выжигания тонких элементов;
  • шлифовальная шкурка разной зернистости для окончательной отделки изделия.

Также нелишним будет побеспокоиться о безопасности при резьбе острым инструментом. Для крепления небольших изделий необходимы столярные тиски или несколько струбцин. Обезопасить руки от травм поможет защитная перчатка из стальной проволоки, это особенно актуально для начинающих резчиков. Если работа подразумевает множественные движения острым ножом «на себя», стоит приобрести фартук из толстой кожи.

Заточка инструмента

Чтобы резьба по дереву приносила удовольствие, а созданные шедевры радовали глаз, инструмент должен быть острым. Если в процессе работы чувствуется увеличение сопротивления материала, необходимо сделать перерыв и заточить инструмент. Это позволит не прилагать излишних усилий при резьбе и гарантирует отличное качество каждого штриха, каждой бороздки.

Заточку следует начинать с выравнивания рабочей поверхности инструмента. Для этого используют крупнозернистый абразив. Он быстро и качественно убирает заусенцы, создает идеальную режущую кромку.

Обратите внимание! В работе важно не испортить угол заточки у стамески по дереву и геометрию лезвия ножа.

Работая на наждаке, надо быть аккуратным, нельзя допускать перегрева металла, резкими перепадами температуры можно «отпустить» режущую кромку.

После того как удалены крупные неровности, переходят к мелкозернистым абразивам. В ходе шлифовки удаляют шероховатости, которые возникли в процессе черновой заточки инструмента для резьбы. Последними используют шлифовальные смеси, нанесенные на войлочную основу. Они создают идеально ровную поверхность, снижая трение между инструментом и материалом до минимума.

Выбор и покупка

У начинающего резчика закономерно возникает вопрос – где взять инструмент для резьбы. В наше время это не проблема. Промышленность предлагает стамески и ножи всех видов и модификаций. Можно приобрести несколько ножей и одну-две стамески, а можно купить набор инструментов, руководствуясь собственным вкусом и финансовыми возможностями.

Как ни странно, но широкий ассортимент инструмента резчика заметно усложняет выбор. Трудно сориентироваться и купить по-настоящему хорошую вещь. Несложно стать обладателем «одноразового» инструмента, которого хватит на несколько часов работы.

Перед покупкой инструмента следует непременно поинтересоваться:

  • маркой стали, из которой изготовлен инструмент;
  • фирмой-производителем;
  • страной изготовления.

Инструмент – вещь индивидуальная. Выбирая нож или стамеску, правильным будет подержать его в руках, проверить, насколько удобен он в работе, а лишь после покупать. Также нелишним будет пообщаться на тематических форумах, где специалисты делятся собственным опытом, они с удовольствием дадут дельный совет.

Нож своими руками

Многие профессионалы не признают покупной инструмент и предпочитают работать тем, который изготовили своими руками. В этом есть смысл, ведь каждый нож, каждая стамеска идеально подгоняется под руку мастера. Таким инструментом удобно работать, не устает рука, легко контролировать нажим.

Это разумный подход. Имея опыт работы с металлом и хорошую сталь, можно заняться изготовлением универсального богородского ножа для резьбы по дереву или ножа-топорика. Для этого можно использовать сломанное полотно от механической ножовки толщиной 2 мм. Из инструмента достаточно мощного электрического точила.

На заготовку переносят очертания лезвия и осторожно обрабатывают ее по контуру. В процессе работы заготовку необходимо периодически остужать, окуная ее в емкость с водой.

Читать еще:  Как вольтметром проверить батарейку

Человеку, знакомому с деревообработкой, изготовить рукоять не составит особого труда. Идеальную рукоять можно сделать по слепку, полученному из пластилина, зажатого в руке. Деревянный брусок подходящего размера размечают, зажимают в тиски. С помощью ножовки (лучше использовать ножовку по металлу) удаляют лишнее. Для окончательной доводки используют рашпиль и наждачную бумагу.

Рукоять насаживают на лезвие. Для долговечности ее пропитывают льняным маслом или покрывают несколькими слоями лака. Остается только заточить самодельный нож и можно приступать к работе.

Изготавливать инструмент своими руками или покупать готовый – решать самому мастеру. Пожалуй, набивать руку лучше инструментом из магазина, а уже позже, набравшись опыта, можно делать себе инструмент самостоятельно.

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Виды резьбы по дереву

Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. В статье рассматриваются виды резьбы по дереву — от традиционных до самых современных.

С самых ранних этапов развития человеческой цивилизации дерево использовалось для изготовления жилищ, транспортных средств, предметов быта.

Обработкой дерева занимались очень многие мастера. Они старались украсить готовое изделие — новый дом, ладью, небольшую вещицу, детскую игрушку. Художественная резьба по дереву, состоявшая вначале в нанесении несложных орнаментов, развивалась столетиями. Мастерство деревообработки совершенствовалось с появлением новых инструментов и других возможностей.

История резного дела

В России с её лесными богатствами древесину использовали во всех сферах жизни. Из дерева строили дома, в более поздний исторический период — храмы, изготавливали мебель и кухонную утварь. Лодки и корабли делали из многих пород дерева. Орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.

Деревянные скульптуры имели отношение к религии и обрядам. Самым древним объектом, вырезанным из дерева, считается Шигирский идол. Эта скульптура из лиственницы найдена на Урале. Идол покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей того времени.

В XVI веке резьба по дереву была повсеместным народным промыслом. Настоящим искусством она стала уже в XVII и последующих веках. Для украшения церквей и дворцов использовались одновременно многие виды резьбы по дереву.

Центрами резьбы в России были сёла:

  • Богородское;
  • Аргуново;
  • Абрамцево, Кудрино и другие.

В каждом из этих мест формировался свой особый стиль, определяемый породами дерева, приёмами работы, используемыми инструментами, характером орнаментов и рисунков.

В мире развитие резьбы по дереву также связано с запасом природных ресурсов.

Наибольшую известность получили изделия из таких стран и регионов, как:

  • Северная Америка — искусство индейских племён;
  • Скандинавские страны, Великобритания — рельефы;
  • Китай — резьба Dongyang (произношение: Дон-ян или Дун-ян). Горельефы, круглая скульптура, прорезная резьба;
  • Индия и страны Юго-Восточной Азии: храмовая резьба;
  • Япония: миниатюрные скульптуры нэцкэ и окимоно, театральные маски;
  • страны исламского мира — украшение мечетей;
  • Африка — ритуальные маски и предметы быта из местных пород дерева (многие из них в Северном полушарии воспринимаются как экзотика).

Современная резьба: классификация по типу резьбы

Для классификации важны:

  • соотношение фона и узора по высоте;
  • форма элементов узора;
  • инструменты, с помощью которых выполняется работа.

Сквозная резьба

Характеризуется сквозными отверстиями. По внешнему виду напоминает кружево. Как правило, представляет собой цельный узор на фоне с удалёнными фрагментами.

Читать еще:  Сверла для мебельного производства

Важную роль играет способ, как именно, с помощью какого инструмента убираются участки фона.

Пропильная резьба по дереву

Сквозные отверстия создаются с помощью лобзика или пилы. Работу с лобзиком часто называют выпиливанием по дереву.

Пропильная резьба по дереву

На фасадах домов часто встречаются украшения, выполненные в этой технике. Этим способом украшают мебель, полки и многие мелкие предметы обихода: шкатулки, подсвечники, кухонные принадлежности.

Прорезная, или ажурная резьба по дереву

Для удаления участков фона пользуются стамесками. В зависимости от способа выборки дерева подразделяется:

Глухая резьба

Ни на рисунке, ни на фоне изделия нет сквозных отверстий.

При этом высота фона и рисунка относительно друг друга позволяет классифицировать виды глухой резьбы следующим образом:

Рельефная резьба по дереву

Подвиды: барельефная и горельефная. От французских терминов, означающих «низкий рельеф» (bas-relief) и «высокий рельеф» (haut-relief). Невысокий рельеф мало чем отличается от гравюры.

Барельеф — рисунок возвышается над фоном менее чем на 1/2 своей высоты.

Горельеф — выступает над фоном более чем на 1/2 высоты и выглядит как скульптура, не до конца отделённая от фона.

Рельефная резьба по дереву мастера Кронида Гоголева

Плоскостная резьба

Плосковыемчатая резьба по дереву

Делится на плосковыемчатую (рисунок углублён в фон) и плоскорельефную (рисунок выступает над фоном).

Плоскорельефная резьба по дереву характеризуется глубиной от 5 до 20 мм. Разновидности:

— с заоваленным контуром;

— с подушечным фоном;

— с подборным фоном.

Плосковыемчатая резьба по высоте узора незначительно отличается от фона.

Контурная резьба по дереву

Известна как вид народного искусства с XV века. Состоит из линий, прорезанных по контуру рисунка.

Скобчатая (ногтевидная) резьба

Узор состоит из своеобразных скобок, напоминающих след от ногтя.

Скобчатая резьба

Для нанесения рисунка и рельефа используют полукруглую стамеску. На первом этапе инструмент держат под прямым углом, далее — под острым.

Геометрическая резьба

Древнее многих других видов. Выемки в виде треугольников, квадратов, полукругов и окружностей. По технологии не самая сложная. Использовалась для украшения домов, предметов быта (сундуки, лавки, прялки, посуда).

  • Трёхгранновыемчатая резьба — если смотреть на такую резьбу в профиль, выемки будут треугольной формы.
  • Двухгранновыемочная резьба — две грани выемки сходятся под углом 30-40 градусов.
  • Четырёхгранновыемочная резьба — углубления имеют форму квадратов и прямоугольников. Техника выполнения аналогична трёхгранновыемочной.
  • Чернолаковая резьба — по внешнему виду близка к гравюре по дереву. Фон покрыт чёрной краской или лаком. Изображение остаётся светлым, естественного цвета дерева, контрастным по отношению к фону. Преобладать может цвет фона или цвет рисунка (аналогично позитиву и негативу в фотографии). Готовое изделие покрывают бесцветным лаком.

Объёмная резьба (скульптурная)

Распространена по всему миру. Создание трёхмерных предметов из дерева уходит корнями в далёкие исторические времена. Деревянные скульптуры были непосредственно связаны с религией: идолы, изображения богов в различных культурах, другие предметы культа. В Северной Америке — тотемные столбы индейцев.

Миниатюра: японские нэцкэ и окимоно. Для изготовления нэцкэ, кроме отполированного дерева, использовались другие материалы: камень, кость.

Богородская резьба по дереву

Название получила от села Богородское под Москвой, в окрестностях города Сергиев Посад.

Родилась и сформировалась как отдельное направление в XVII-XVIII веке.

Известность получили богородские игрушки. Главные герои — в основном животные, птицы, сказочные персонажи. Эти скульптуры выполнены в особой технике, с применением «богородского ножа» — короткого, со скошенным лезвием. Материал — мягкая древесина, обычно липа, реже — ольха, осина. Резьба исторически выполнялась «с маху», то есть без предварительных эскизов, так появился термин «маховая резьба».

Игрушки бывают в виде отдельной скульптуры либо в виде скульптурной многофигурной композиции. Композиции бывают:

а) статичные (пример: «Мыши хоронят кота» из Русского музея)

Символом богородского промысла стала движущаяся игрушка «Кузнецы»: по наковальне по очереди бьют мужик и медведь.

В музеях сохранились богородские игрушки, изготовленные в начале XIX века.

Домовая резьба

Выделяется в отдельное направление, при том, что сочетает в себе все три вышеперечисленных типа.

В России исторически дома строили в основном из дерева. Их украшали резными элементами: ставнями, карнизами, фигурными столбиками на крыльце. С XIX века самой распространённой техникой, в которой выполняли декоративные элементы домов, стала прорезная резьба, сквозная или пропильная.

Элементы домовой резьбы:

подзоры — свисающие с карнизов домов резные доски;

фризы — находятся на фронтонах домов или под карнизами;

причелины — расположены на фронтоне и углах дома;

«полотенца» — небольшие по размеру ажурные доски, которые свисают с коньков крыши.

Резьба бензопилой

Применяется для крупных скульптур и скульптурных композиций. Их высота соизмерима с ростом человека и больше. В этой технологии выполняют садово-парковые скульптуры, архитектурные детали, предметы мебели.

Резьба бензопилой

Используются бензопилы разных размеров и мощностей. Работают с древесиной разной плотности, со многими породами дерева. Основные: лиственница, клён, вяз, дуб.

Чтобы не путать резьбу бензопилой с другими видами создания скульптур, часто применяют термин «карвинг» (англ. «вырезание»).

Направление относительно новое, однако успело зарекомендовать себя как способ создания настоящих произведений искусства.

Классификация по территориальному признаку

Аргуновская резьба по дереву

Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».

Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.

Нижегородская резьба по дереву

Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.

Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.

Кудринская резьба по дереву

Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.

Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.

Скандинавская резьба по дереву

Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.

Заключение

Резьба по дереву требует внимательности, усидчивости, долгого периода обучения мастерству. Это в равной степени ремесленное занятие и высокое искусство. Но в итоге получаются прекрасные вещи, которые позволяют почувствовать красоту, удивиться ей и добавить в жизнь положительных эмоций.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: