Схема включения пускателя с двух мест
Схема управления магнитным пускателем с двух и трех мест
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».
После публикации статьи про схему подключения магнитного пускателя мне очень часто стали приходить вопросы о том, как осуществить управление двигателем с двух или трех мест.
И не удивительно, ведь такая необходимость может возникнуть довольно часто, например, при управлении двигателем из двух разных помещений или в одном большом помещении, но с противоположных сторон или на разных уровнях высот, и т.п.
Вот я и решил написать об этом отдельную статью, чтобы вновь обратившимся с подобным вопросом каждый раз не объяснять, что и куда необходимо подключить, а просто давать ссылочку на эту статью, где все подробно разъяснено.
Итак, у нас имеется трехфазный электродвигатель, управляемый через контактор с помощью одного кнопочного поста. Как собрать подобную схему я очень подробно и досконально объяснял в статье про схему подключения магнитного пускателя – переходите по ссылочке и знакомьтесь.
Вот схема подключения магнитного пускателя через один кнопочный пост для приведенного выше примера:
Вот монтажный вариант этой схемы.
Будьте внимательны! Если у Вас линейное (межфазное) напряжение трехфазной цепи составляет не 220 (В), как в моем примере, а 380 (В), то схема будет выглядеть аналогично, только катушка пускателя должна быть на 380 (В), иначе она сгорит.
Также цепи управления можно подключить не с двух фаз, а с одной, т.е. использовать какую-нибудь одну фазу и ноль. В таком случае катушка контактора должна иметь номинал 220 (В).
Схема управления двигателем с двух мест
Я немного изменил предыдущую схему, установив для силовых цепей и цепей управления отдельные автоматические выключатели.
Для моего примера с маломощным двигателем это не было критической ошибкой, но если у Вас двигатель гораздо бОльшей мощности, то такой вариант будет не рациональным и в некоторых случаях даже не осуществимым, т.к. сечение проводов для цепей управления в таком случае должно быть равно сечению проводов силовых цепей.
Предположим, что силовые цепи и цепи управления подключены к одному автомату с номинальным током 32 (А). В таком случае они должны быть одного сечения, т.е. не менее 6 кв.мм по меди. А какой смысл для цепей управления использовать такое сечение?! Токи потребления там совсем мизерные (катушка, сигнальные лампы и т.п.).
А если двигатель будет защищен автоматом с номинальным током 100 (А)? Представьте тогда, какие сечения проводов необходимо будет применить для цепей управления. Да они просто напросто не влезут под клеммы катушек, кнопок, ламп и прочих устройств низковольтной автоматики.
Поэтому, гораздо правильнее будет — это установить отдельный автомат для цепей управления, например, 10 (А) и применить для монтажа цепей управления провода сечением не менее 1,5 кв.мм.
Теперь нам нужно в эту схему добавить еще один кнопочный пост управления. Возьму для примера пост ПКЕ 212-2У3 с двумя кнопками.
Как видите, в этом посту все кнопки имеют черный цвет. Я все же рекомендую для управления применять кнопочные посты, в которых одна из кнопок выделена красным цветом. Ей и присваивать обозначение «Стоп». Вот пример такого же поста ПКЕ 212-2У3, только с красной и черной кнопками. Согласитесь, что выглядит гораздо нагляднее.
Вся суть изменения схемы сводится к тому, что кнопки «Стоп» обоих кнопочных постов нам необходимо подключить последовательно, а кнопки «Пуск» («Вперед») параллельно.
Назовем кнопки у поста №1 «Пуск-1» и «Стоп-1», а у поста №2 — «Пуск-2» и «Стоп-2».
Теперь с клеммы (3) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-1» (пост №1) делаем перемычку на клемму (4) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-2» (пост №2).
Затем с клеммы (3) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-2» (пост №2) делаем две перемычки. Одну перемычку на клемму (2) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-1» (пост №1).
А вторую перемычку на клемму (2) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-2» (пост №2).
И теперь осталось сделать еще одну перемычку с клеммы (1) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-2» (пост №2) на клемму (1) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-1» (пост №1). Таким образом мы подключили кнопки «Пуск-1» и «Пуск-2» параллельно друг другу.
Вот собранная схема и ее монтажный вариант.
Теперь управлять катушкой контактора, а также самим двигателем можно с любого ближайшего для Вас поста. Например, включить двигатель можно с поста №1, а отключить с поста №2, и наоборот.
О том, как собрать схему управления двигателем с двух мест и принцип ее работы предлагаю посмотреть в моем видеоролике:
Ошибки, которые могут возникнуть при подключении
Если перепутать, и подключить кнопки «Стоп» не последовательно друг с другом, а параллельно, то запустить двигатель можно будет с любого поста, а вот остановить его уже на вряд ли, т.к. в этом случае необходимо будет нажимать сразу обе кнопки «Стоп».
И наоборот, если кнопки «Стоп» собрать правильно (последовательно), а кнопки «Пуск» последовательно, то двигатель запустить не получится, т.к. в этом случае для запуска нужно будет нажимать одновременно две кнопки «Пуск».
Схема управления двигателем с трех мест
Если же Вам необходимо управлять двигателем с трех мест, то в схему добавится еще один кнопочный пост. А далее все аналогично: все три кнопки «Стоп» необходимо подключить последовательно, а все три кнопки «Пуск» параллельно друг другу.
Монтажный вариант схемы.
Если же Вам необходимо осуществлять реверсивный пуск асинхронного двигателя с нескольких мест, то смысл остается прежним, только в схему добавится, помимо кнопок «Стоп» и «Пуск» («Вперед»), еще одна кнопка «Назад», которую необходимо будет подключить параллельно кнопке «Назад» другого поста управления.
Рекомендую: на постах управления, помимо кнопок, выполнять световую индикацию наличия напряжения цепей управления («Сеть») и состояние двигателя («Движение вперед» и «Движение назад»), например, с помощью тех же светодиодных ламп СКЛ, про преимущества и недостатки которых я не так давно Вам подробно рассказывал. Примерно вот так это будет выглядеть. Согласитесь, что смотрится наглядно и интуитивно понятно, особенно когда двигатель и контактор находятся далеко от постов управления.
Как Вы уже догадались, количество кнопочных постов не ограничивается двумя или тремя, и управление двигателем можно осуществлять и с бОльшего числа мест — это все зависит от конкретных требований и условий рабочего места.
Кстати, вместо двигателя можно подключить любую нагрузку, например, освещение, но об этом я расскажу Вам в следующих своих статьях.
Управление освещением с двух мест – варианты и схемы
Управление освещением из двух мест, достаточно часто используется как в быту, так и на производстве. Человек всегда стремился к удобству, поэтому придумано множество вариантов реализации таких схем. На практике используются только некоторые из них, и о наиболее удачных и простых в реализации мы и поговорим в нашей статье.
Схема с проходными выключателями
Одной из наиболее старых и отменно зарекомендовавших себя схем, является использование так называемых проходных выключателей. Данный тип электроустановочных устройств отличается от обычных выключателей тем, что он имеет не два, а три контакта. Дабы понять принцип их действия, давайте обозначим эти контакты «1», «2» и «3».
К контакту номер 1, от распределительной коробки, как и в обычном выключателе, подключается фазный провод. При включённом положении выключателя, замкнуты контакты 1 и 2. Теперь мы отключаем выключатель.
В обычном коммутационном устройстве, в данном случае просто происходит размыкание контактов 1 и 2. В проходном же выключателе, размыкаются контакты 1 и 2 и замыкаются контакты 1 и 3.
На основании этой особенности проходных выключателей и строится схема.
Давайте рассмотрим ее более детально:
Принцип их установки не отличается от установки обычных выключателей, поэтому останавливаться на этом вопросе более детально нет смысла.
Остановимся только на схеме подключения.
После этого соединяем между собой контакты 2 первого выключателя, и контакт 2 второго.
После этого соединяем контакт 3 первого, и контакт 3 второго выключателя.
А контакт 1 второго выключателя, подключаем к нашим светильникам.
Нулевой провод и провод заземления, как обычно подключаем к светильникам помимо коммутационных устройств. Все — схема готова к использованию.
Схема с импульсным реле
Включение освещения с двух мест и более, может быть организовано при помощи так называемого импульсного реле. Такой вариант еще более прост в реализации.
Принцип работы импульсного реле
Прежде чем разбираться со схемой подключения такого реле, давайте разберемся, а как это, собственно говоря, работает.
Понимание процесса работы значительно облегчит подключение, и исключит вероятность ошибки:
- Обычное реле имеет катушку и разомкнутый магнитопровод. При подаче напряжения на катушку, магнитопровод подтягивается и становится единым целым. К магнитопроводу жестко прикреплены контакты, которые при подтягивании магнитопровода тоже подтягиваются и замыкаются с неподвижными контактами. Если бы к этим контактам была бы подключена лампа, то она загорелась бы.
- Но в обычном реле, как только исчезает напряжение на катушке, магнитопровод, а соответственно и контакты, возвращаются в исходное положение – отпадают. Соответственно наша лампа погаснет.
- В импульсном реле все немного не так. При подаче напряжения на катушку, магнитопровод подтягивается и замыкает контакты. При этом контакты фиксируются в данном положении. Поэтому даже при исчезновении напряжения на катушке, они остаются в таком положении.
- Для изменения положения контактов, необходимо вновь подать напряжение на катушку. Тогда контакты разомкнутся и зафиксируются в разомкнутом положении.
Обратите внимание! Мы описываем принцип действия электромагнитного импульсного реле. Существуют еще электронные, которые не имеют катушек и магнитопроводов. Их принцип работы во многом отличается, но конечный результат получается тот же.
- Для подачи напряжения на катушку, инструкция советует использовать обычные кнопки — такие как на дверном звонке. Даже незначительного по времени нажатия обычно хватает для срабатывания реле. Обычно это время на порядок меньше одной секунды.
Но от кнопок питается только реле. Для подачи напряжения на лампы используется силовой контакт реле. Поэтому к нему необходимо подвести собственный фазный провод, который при замыкании контактов подаст напряжение на светильники.
Схема подключения импульсного реле
Для импульсного реле, схема управления освещением с двух мест или большего их числа, практически не отличается. Поэтому, если вам необходимо управлять освещением из трех, пяти или десяти мест, просто добавляете количество кнопок в схему.
- Прежде всего давайте разберемся с подключением самого реле. Обычно оно имеет аж шесть контактов. Их название у разных производителей отличается. Поэтому мы будем вести рассказ на примере одного из наиболее распространенных реле – РИО-1.
- Сначала давайте соберем его силовую часть. Для этого, от группового фазного провода в распределительной коробке, монтируем провод к контакту «11». При срабатывании реле контакт «11» замкнется с контактом «14». Поэтому, от последнего монтируем провод к нашим светильникам.
- Для подключения светильников нам еще потребуется подключение нулевого и защитного провода. Их мы берем в распределительной коробке, и минуя любые коммутационные аппараты, подключаем к соответствующим контактам светильника. Подключение силовой части окончено.
- Теперь подключаем управление реле РИО-1. В нашем случае для этого нам потребуется две кнопки. От группового фазного провода в распределительной коробке, монтируем провод к контакту номер один первой кнопки. От нее — к контакту номер 1 второй кнопки.
- От контактов номер два второй кнопки, монтируем провод к контакту номер два первой кнопки. От этого контакта прокладываем провод к реле. Здесь подключаем его к контакту «Y» как на видео.
Но для создания цепи на катушке нам еще необходимо подключить ее к нулевому проводу. Поэтому, от группового нулевого провода в распределительной коробке, монтируем провод к контакту «N» реле РИО-1. На этом подключение окончено, и после подачи напряжения схема готова к эксплуатации. Согласитесь, в этом нет ничего сложного.
Схема управления мощными системами освещения
Приведенные выше схемы управления, можно использовать лишь для систем освещения с номинальным током до 16 А. А в случае с проходными выключателями и того меньше — до 10А. Более мощные системы, применяемые на производстве, требуют иного подхода.
- Эти ограничения связаны с номинальным током коммутационных аппаратов. Ну не способны хлипкие контакты импульсного реле или проходного выключателя, коммутировать токи больших величин.
- Для дистанционной коммутации таких систем освещения, следует использовать магнитные пускатели. В зависимости от модели, такие изделия способны коммутировать токи до 100А и больше. Да, чем большие токи способен коммутировать пускатель, тем выше его цена, но других вариантов нет.
- Для управления пускателем обычно используются кнопочные посты. Кнопочный пост — это две кнопки «Пуск» и «Стоп» в одном корпусе. Кнопка пуск имеет нормально разомкнутый контакт – то есть контакт который замыкается только при нажатии кнопки. А кнопка стоп имеет нормально замкнутый контакт – то есть контакт который размыкается только при нажатии.
- Если вам необходимо управлять освещением из двух мест, то вам необходимо два таких кнопочных поста. Подключаем их следующим образом. От фазного провода, приходящего на силовые контакты пускателя, монтируем провод к нормально разомкнутому блок-контакту пускателя. От этого же контакта монтируем провод к контакту номер 1 первой, и второй кнопки «Пуск».
Обратите внимание! Любой пускатель имеет две пары контактов, которые замыкаются и размыкаются вместе с силовыми. Это блок-контакты. Они необходимы для подключения цепей сигнализации и управления положением пускателя. Одна пара контактов нормально замкнутая, вторая нормально разомкнутая.
- Дальше соединяем между собой контакты номер 2 кнопки «Пуск» первого и второго кнопочного поста. Провод от них монтируем ко второму контакту нормально разомкнутого блок-контакта пускателя.
- От контакта номер 2 кнопки «Пуск» первого кнопочного поста, монтируем и подключаем еще один провод к контакту номер 1 кнопки «Стоп». От второго контакта кнопки «Стоп», монтируем провод к 1 контакту кнопки «Стоп» второго кнопочного поста. А уже от 2-го контакта кнопки «Стоп», монтируем провод к катушке пускателя. Осталось подключить второй контакт катушки к нулевому проводу — и схема управления готова.
Обратите внимание! Некоторые, особенно мощные пускатели, предназначены для работы с катушкой в 380В. В этом случае, второй конец катушки необходимо подключить не к нулевому, а другому фазному проводу.
На первый взгляд все это очень запутано, но здесь нет ничего сложного. Осталось подключить силовые провода к силовым контактам пускателя — и схема готова к работе.
Вывод
Если вам необходим переключатель освещения с двух мест, то реализовать такую схему вполне реально и самостоятельно. Но здесь крайне важно соблюдать соответствие фазных и нулевых проводов, дабы не создать короткое замыкание.
Кроме того, следует помнить, что даже самые опытные электрики все работы производят без напряжения. Поэтому перед подключением снимите напряжение с данной группы освещения, а также всех расположенных рядом, к которым возможно случайное прикосновение.
Управление двигателем с 2 мест, схема
Привет. На днях на работе столкнулся с одной интересной схемой – управление двигателем с 2 мест. Соответственно сфотографировал ее, вдруг пригодится кому-нибудь. Прежде чем мы приступили к монтажу, бригадир решил проверить мои знания. Дал ручку, листок и сказал, рисуй, мол, ты электромонтер 4-ого разряда, должен был проходить это в ПТУ.
Я не знал схему управление двигателем с двух мест. В ПТУ мы собирали реверс, электроталь, что-то там еще, но пуск двигателя с 2 мест, точно не собирали… Но так как в последнее время я все фотографирую (нужно же блог развивать), схему сфотографировал при первом ее виде, но не запомнил.
В общем, почти все правильно нарисовал, были проблемы лишь со второй кнопкой включения. Пришлось подсмотреть )
Смотрим:
1 и 2КнС — кнопки стоп. 1 и 2 КнП — пуск. Таких кнопок можно установить сколько угодно, вопрос в самом монтаже. На самом деле схема очень простая. Можно как произвести пуск двигателя с двух мест, так и отключение.
Рекомендую прочитать: профессия электрик, как стать электриком.
После выполнения задания, бригадир нарисовал 2 необычные кнопки (как мне объяснили, это старые обозначения кнопок) – теперь нарисуй монтажную схему. Тоесть, как это будет выглядеть визуально? Ну, с этим у меня проблем не возникло, как видно из схемы 1, замкнутые контакты соединены последовательно, разомкнутые параллельно :
Как видите, нет ничего сложного, только сперва кажется. Вопрос этот не очень популярен в интернете, нашел только 1 схему. Теперь будет 3.
С недавнего времени, у меня есть допуск по электробезопасности и теперь я могу работать самостоятельно.
Читайте также:
На этом у меня все. Думаю, схема управление двигателем с 2 мест вам понятна, если нет, готов ответить на ваши вопросы.
Реверсивная схема подключения магнитного пускателя
Электродвигатели используются в подавляющем большинстве для приводных механизмов и самостоятельных агрегатов. Когда требуется изменение направления вращения его вала, для пуска применяют реверсивный пускатель, схема подключения которого является объектом изучения профессионалов и простых обывателей.
Как устроен и для чего нужен пускатель?
Как можно логически определить из названия, это устройство предназначено для пуска электродвигателей различных приводных механизмов и техники. Это специфическое оборудование, которое необходимо для коммутации силовых целей с большими нагрузками, как на постоянном, так и на переменном токе. Пускатель обладает более широким функционалом, нежели базовый контактор и кроме обеспечения частых пусков и остановок, может выступать в роли защитного барьера при перегрузках. Кроме этого, реверсивный и нереверсивный пускатели, например, серии ПМЛ, нашел свое применение при организации дистанционных схем управления, пуска насосных, вентиляционных, крановых агрегатов, кондиционеров и т.д.
Любой магнитный пускатель состоит из следующих основных частей:
- Электромагнитная часть. Она состоит из катушки и разъединенных магнитопроводов – неподвижного сердечника и подвижного якоря,
- Блок главных контактов. Они нужны для замыкания/размыкания силовых мощных нагрузок. С учетом параметров пускателя, он может иметь до 5 пар контактов. Одна их половина расположена на траверсе якоря, а другая – на верхней части корпуса,
- Блокирующие контакты. Они используются при коммутации управляющих цепей схемы, например, когда включение/остановка происходит пусковыми кнопками. Происходит блокировка основных контактов, а значит, устраняется необходимость удерживания кнопки управления,
- Возвратный механизм. По сути, это просто пружина, которая при размыкании контактов возвращает якорь в исходное положение, обеспечивая необходимый зазор между парами.
Разница между прямым и реверсивным пускателями
Главное отличие нереверсивного и реверсивного пусковых устройств, состоит в схеме подключения. Также меняется комплектация. Контактор прямого типа является одиночным, тогда как реверсивный – блочным, состоящим из двух прямых, объединенных в одном корпусе. Визуальные отличия этих двух реле можно видеть на сравнении моделей ПМЛ-1100 (слева) и ПМЛ-1500 (справа):
При этом, должно соблюдаться одно крайне важное условие: реверсивное соединение пускателей должно полностью исключать возможность их одновременного срабатывания. Это неизбежно приведет к возникновению явления короткого замыкания.
Схема подключения реверсивного магнитного пускателя электродвигателей делится на два основных вида:
- Подключение к сети с напряжением 220 В,
- Запуск контактора на 380 В.
Далее рассмотрим подробнее каждый из вариантов, опираясь на уже упомянутые модели контакторов ПМЛ серии 1500.
Вид и функционирование реверсивной схемы на 220 В
На этой монтажной схеме можно видеть следующие основные элементы (обозначены цифрами):
- Блокирующие или блок-контакты,
- Катушки магнитных пускателей, рассчитанные на напряжение питания 220 В,
- Контакты тепловой или токовой защиты (релейные элементы),
- Силовые контакты пускателей.
Наши читатели рекомендуют! Для экономии на платежах за электроэнергию наши читатели советуют ‘Экономитель энергии Electricity Saving Box’. Ежемесячные платежи станут на 30-50% меньше, чем были до использования экономителя. Он убирает реактивную составляющую из сети, в результате чего снижается нагрузка и, как следствие, ток потребления. Электроприборы потребляют меньше электроэнергии, снижаются затраты на ее оплату.
Вид реверсивной схемы на 220 В
Кроме этого, буквенно-числовыми обозначениями выделяются:
- МП-1, МП-2 – магнитные пускатели. Их границы на схеме выделены штриховыми линиями,
- Стоп, Пуск – органы управления (сам блок выделен штриховой линией). Отдельно выделена лишь кнопка Стоп. Пусковые кнопки (прямой ход и реверс) обозначены, как две пары контактов, связанных с пускателями МП-1 и МП-2,
- М – электродвигатель.
Принцип функционирования
Как можно видеть, на силовые контакты пускателей подводятся три разноименные фазы от сети 380 В. На приведенной схеме обозначения нет никакого, но в других случаях можно встретить символы А, В, С или L1, L2, L3. Организовывается блочная связка путем прямой перемычки центральных фаз реле, а также диагональных перемычек боковых фаз (условно 1 фаза МП-1 соединяется с 3 фазой МП-2 и т.д).
После этого провода идут на электродвигатель М. На этом промежутке, в разрыв цепи подключается тепловое реле. Оно осуществляет контроль двух из трех фаз, чтобы при перегрузке отключить питание двигателя.
Блок управления с пусковыми кнопками подключается от одной из центральных фаз в разрыв теплового реле, и нулевого провода (заземления) от катушек пускателей ПМЛ. Защита от одновременного включения пускателей организовывается путем перекрестного соединения контактов кнопок пуска/реверса с блокирующими контактами противоположного контактора.
При включении с блока управления прямого хода, замыкаются контакты на первый пускатель, который запускает двигатель. Одновременно, контакты второго пускателя размыкаются, а на катушку не поступает должное напряжение.
Включение реверса происходит после остановки двигателя кнопкой Стоп с последующим нажатием обратного хода. Таким образом, мы имеем на катушках измененные местами боковые фазы, что приводит к вращению двигателя в обратную сторону. Блокирование первого пускателя происходит по аналогичному принципу.
Вид и функционирование реверсивной схемы на 380 В
Здесь мы имеем, фактически, все те же элементы, что используются для ПМЛ на 220 В, но катушки пускателей рассчитаны на более высокое напряжение (имеют больше витков). Кроме того, отличием от предыдущей схемы является подключение блока управления не через одну, а через две фазы, не используя общий ноль.
Вид реверсивной схемы на 380 В
Где еще используются реверсивные пускатели?
Область применения двойных пусковых реле довольно широка. Она не ограничивается одними только электродвигателями. Необходимость изменения направления вращения или перемещения приводных механизмов может возникнуть также в других случаях.
К примеру, каждый человек имеет дома систему водоснабжения, отопления, где всегда есть место различной запорной арматуре. Для промышленных масштабов, при больших расходах, диаметрах трубопроводов, большой точности контроля расхода, обычными кранами не обойтись. Здесь используются задвижки электрической, а также механической системой управления рабочим органом. Вращение диска или перемещение задвижки происходит в разных направлениях, а значит, применение реверсивных схем пуска обосновано.
Не удаляясь далеко, можно найти реверсивные пускатели типа ПМЛ или другие в подъемной системе лифтов. Движение вверх-вниз происходит за счет изменения направления вращения главного барабана.
Изменение направления вращения двигателя, связанных с ним исполнительных механизмов – довольно востребованная процедура. При этом питание от трехфазной сети происходит через промежуточное коммутирующее реле – реверсивный магнитный пускатель типа ПМЛ 1500 или любой другой.