19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перечень точек смазки станка 1к62

Токарно-винторезный станок 1К62

Назначение, область применения и краткая характеристика токарного станка 1К62

Универсальный токарно-винторезный станок 1К62 предназначен для выполнения чистовых и получистовых разнообразных токарных работ в мелкосерийном и индивидуальном производствах. На станке 1К62 могут нарезаться резьбы: метрическая, дюймовая, модульная, питчевая и архимедова спираль с шагом 3/8″; 7/16″; 2; 5,5; 6; 6,5; 7; 8; 8,5; 10; 11; 12 и 14 мм.

Рис.1 – Токарный станок 1К62

Технические характеристики токарно-винторезного станка 1К62

Перечень составных частей станка 1К62 (см. рис.4)

Перечень органов управления станка 1К62 (см. рис.5)

Конструкция станка 1К62

Универсальный токарно-винторезный станок 1К62 с высотой центров 215 мм выпускается с тремя различными расстояниями между центрами: 710 мм, 1000 мм и 1400 мм.

Станина станка 1К62 коробчатой формы с поперечными П-образными ребрами имеет две призматические и две плоские закаленные направляющие. Передняя призматическая и задняя плоская направляющие служат для перемещения каретки, передняя плоская и задняя призматическая – для перемещения задней бабки.

В нише правого торца станины размещен электродвигатель привода быстрых ходов суппорта.

Станина устанавливается на две пустотелые ноки. В левой ножке на плите, имеющей вертикальное перемещение для натяжения ремней, смонтирован электродвигатель главного движения.

Сзади станка на правой ножке установлен электронасос производительностью 22 л/мин, подающий охлаждающую жидкость из резервуара размещенного в правой ножке, к месту обработки изделий.

Передняя бабка станка 1К62 закреплена слева на станине. Установка ее по линии центров в горизонтальной плоскости производится двумя установочными и двумя контрвинтами.

Вращение фрикционному валу 1 (см. рис. 6) передается от электродвигателя главного привода через клиноременную передачу. От вала 1 движение передается через фрикционную многодисковую муфту прямого и обратного вращения и шестеренный механизм главного привода к шпинделю и цепи подач.

Рис.6 – Кинематическая схема станка 1К62

Установка числа оборотов шпинделя осуществляется двумя рукоятками 2 и 5 (см. рис. 5). Поворотом рукоятки 5, которая осуществляет механизм с цевочным зацеплением и вилки переключения осуществляют перемещение блоков шестерен 17-18, 19-20 и 24-25 (см. рис. 6), выбирается требуемый ряд чисел оборотов по таблице, помещенной под рукояткой. Вращением рукоятки 3, которая при помощи плоского с замкнутой кривой копира, рычажного механизма и вилок переключения осуществляет перемещение блоков шестерен 9-10 и 11-12-13, устанавливается требуемое число оборотов шпинделя по кругоывой таблице из ряда, выбранного рукояткой 5. При установке ряда чисел оборотов 630-2000 рукоятку 5 необходимо отклонить вперед от себя, а затем повернуть влево. Устройство переключения позволяет получить 23 различные скорости вращения шпинделя и 12 скоростей обратного вращения.

Включение и выключение фрикционной муфты, а также ленточного тормоза главного привода осуществляется рукоятками 21 и 27 (см. рис. 5). При включении прямого вращения шпинделя любую из рукояток следует поднять вверх, при включении шпинделя любую из рукояток следует поднять вверх, при включении обратного – отпустить вниз. При возвращении рукояток 21 и 27 в среднее положение включается ленточный тормоз.

Механизм передней бабки станка 1К62 позволяет:

      а) производить нарезание резьб с увеличенным шагом в 4 и 16 раз, передаточное отношение между цепью подач и шпинделем увеличивается в 8 и 32 раза;

      б) нарезать правые и левые резьбы;

    в) производить нарезание многозаходных резьб с делением на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30 и 60 заходов.

Коробка передач станка 1К62. Коробка передач получает движение от выходного вала передней бабки через сменные зубчатые колеса приклона.

Механизм коробки подач позволяет получить все предусмотренные ГОСТом виды резьб и необходимые подачи.

Через ходовой винт с шагом 12 мм (без звена увеличения шага) можно получить следующие резьбы:

      а) метрические с шагом от 1 до 12 мм;

      б) дюймовые с 24 до 2 ниток на 1″;

      в) модульные от 0,5 до 3 модулей;

    г) питчевые с 96 до 1 питча.

Посредством механизма увеличения шага при числе оборотов шпинделя от 12,5 до 40 можно получить резьбы с увеличенным шагом, превышающим нормальный в 32 раза, а при числе оборотов от 50 до 160 – в раз в соответствии с данными таблицы на рукоятке 20 (см. рис. 5)

Через ходовой валик суппорт при любом числе оборотов шпинделя получает продольные подачи от 0,07 до 2,08 мм/об и поперечные от 0,035 до 1,04 мм/об, а при числе оборотов от 50 до 360 в минуту – продольные подачи от 2,28 до 4,16 мм/об и поперечные от 1,14 до 2,08 мм/об.

Для нарезания более точных резьб в коробке передач станка 1К62 предусмотрено положение рукоятки 19, при котором ходовой винт включается напрямую, минуя механизм коробки передач. При этом нужный шаг подбирается сменными шестернями специального набора.

Для осуществления быстрых перемещений суппорта в коробке подачи на выходном валу смонтирована обгонная муфта.

Фартук станка 1К62 имеет четыре кулачковые муфты, позволяющие осуществить прямой и обратный зод каретки и суппорта. Управление перемещениями каретки и нижней части суппорта осущесвляется мнемонической рукояткой 25. Направление включения рукоятки совпадает с направлением перемещения суппорта. Включение быстрых перемещений суппорта в указанных четырех направлениях осуществляется дополнительным нажатием кнопки 12, встроенной в рукоятку 25. Этим нажатием включается электродвигатель быстрых ходов, который через клинноременную передачу сообщает движение ходовому валу.

Фартук имеет блакирующее устройство, препятствующее одновременному включению продольной и поперечной подач суппорта, а также предохранительную кулачковую муфту, которая срабатывает под действием усилий, возникающих при перегрузке фартука.

Для нарезания резьбы следует рукояткой 24 вклячить маточную гайку и вывести из зацепления реечную щестерню путем вытягивания на себя кнопки 6.

Суппорт станка 1К62 крестовой конструкции перемещается в продольном направлении по направляющим каретки.

Эти перемещения могут быть осуществлены от механического привода на рабочей подаче и быстро, а также от руки.

Кроме того, верхняя часть суппорта, несущая на себе четырехгранную резцовую головку, имеет независимое ручное продольно перемещение по направляющим поворотной части суппорта и может быть повернута на угол -65° – +90°.

При повороте зажимной рукоятки 7 против часовой стрелки осуществляется разжим резцовой головки и вывод фиксатора, а затем поворот ее в нужное положение.

Обратным вращением рукоятки резцовая головка зажимается в новом зафиксированном положении. Головка имеет четыре фиксированных положения и может быть также закреплена в любом промежуточном положении.

В нижней части суппорта станка 1К62 может быть установлена дополнительно задняя резцедержка.

Задняя бабка станка 1К62 перемещается по направляющим станины и крепится к ней в нужном положении через систему рычагов и эксцентрик рукояткой 15. Для более надежного крепления предусмотрена дополнительно гайка 26 с винтом.

Перемещение пиноли осуществляется вращением маховичка 18 через винтовую пару, а крепление пиноли – рукояткой 11.

При помощи поперечного смещения задней бабки, осуществляемого винтами 1 и 2 (рис. 9), можно обрабатывать пологие конуса.

Рис.9 – Устройство поперечного перемещения задней бабки станка 1К62

В отдельных случаях при сверлении задней бабкой допускается использование механического перемещения ее от суппорта, для этого соеденяют заднюю бабку с нижней частью суппорта специальным замковым устройством (рис. 17).

Рис.17 – Устройство сцепления задней бабки с кареткой станка 1К62

Патроны станка 1К62. Станок 1К62 оснащен самоцентрирующим трехкулачковым патроном диаметром 250 мм с планшайбой и поводковым патроном. Также может устанавливаться четырехкулачковый патрон диаметром 400 мм.

Планшайбой 3 трехкулачкового патрона центрируется на наружном корпусе 2 (рис. 18) шпинделя и притягивается к торцу фланца четырьмя винтами 4 с гайками 5 посредством шайбового кольца 6.

Рис.18 – Опоры переднего и заднего концов шпинделя станка 1К62

Патрон приворачивается к планшайбе и правильность посадки патрона проверяется по контрольному пояску, расположенному на наружном диаметре патрона при помощи индикатора. При этом радиальное биение не должно превышать 0,02 мм.

Детали закрепляются в патроне при помощи ключа без применения дополнительных рычагов.

При хранении патроны должны быть покрыты тонким слоем смазки, предохраняющим от коррозии.

Указания по использованию патронов станков 1К62

С целью предохранения шпиндельных подшипников от повреждения и безопасности работы в 3-х и 4-х кулачковых патронах число оборотов при обработке в них ограничивается.

Наибольшие допустимые обороты шпинделя станка 1К62

Люнеты станка 1К62. На станок могут быть установлены люнеты: подвижный с диаметром установки 20-80 мм и неподвижный с диаметром установки 20-130 мм.

Читать еще:  Круглопалочный станок своими руками чертежи

На станке 1К62 имеются сменные зубчатые колеса, которые служат для передачи движения от выходного вала передней бабки к приводному валу коробки подач.

Упор ограничения продольного перемещения каретки станка 1К62 устанавливается на передней полке станины. При работе с упором допускается скорость перемещения суппорта не более 250 мм/мин. Например, при числе оборотов шпинделя 2000 об/мин допускается подача 0,12 мм/об, а при числе оборотов шпинделя 500 об/мин.

Смазка станка 1К62

Перед пуском станка его следует тщательно протереть, после чего в соответствии с картой змазки наполняются резервуары до рисок “уровень масла” и специальным шприцем, приложенным к станку, заполняются все масленки согласно схеме смазки.

При работе станка все детали механизма передней бабки и подшипниковые опоры смазываются от автоматически действующей циркуляционной системы смазки.

Плунжерный насос, приводимый от эксцентрика, сидящего на фрикциоонном валу, засасывает масло из резервуара, расположенного в дне корпуса передней бабки, и подает его ререз пластинчатый фильтр к переднему шпиндеблному подшипнику и на латок, откуда оно растекается в нужные места.

Через минуту после первоначального включения станка в смотровом глазке, расположенном на верхней крышке передней бабки, должна появиться тонкая струйка масла. Если струйка не появляется, требуется снять верхнюю крыжку передней бабки и при помощи упорного винта, ввернутого в приводной рычаг, установить оптимальное положение плунжера в корпусе насоса, обеспечивающее нормальную работу насоса.

Следует периодически через отверстие в крышке передней бабки повертывать 2-3 раза рукоятку пластинчатого фильтра для его очистки.

В новом станке целесообразно чистить фильтр ежедневно один раз, а в дальнейшем достаточно производить чистку еженедельно. Отстойник резервуара фильтра следует чистить при каждой смене масла.

Ежедневно перед началом работы станка 1К62 следует проверять уровень масла в резервуаре. Если при остановленном станке масло ниже риски маслоуказателя, расположенного в левой части передней бабки, необходимо дополнить масло в резервуар. Во включенном станке уровенб масла в резервуаре понижается, так как часть масла циркулирует в системе. Это явление не вызывает необходимости дополнительной заливки масла.

При замене масла вывертывается пробка “слив масла”, находящаяся в маслоуказателе станка 1К62.

Рекомендуется производить замену масла непосредственно после выключения станка, когда все частицы износа и пыль находятся во взвешенном состоянии и удаляются из бабки вместе с отработанным маслом. Перед следующим заполнением корпуса маслом следует произвести очистку передней бабки: механизм коробки скоростей следует тщательно промыть чистым маслом, чтобы полность удалить отстаявшуюся грязь. Недопустимо для чистки применение протирочных материалов с отделяющиемися волокнами. Свежее масло следует заливать только после тщательной просушки узла.

Смазка коробки подач станка 1К62 осуществляется от плунжерного насоса, расположенного в верхней части корпуса. За исправностью работы насоса можно следить через смотровой глазок, расположенный на передней крышке коробки подач. Для контроля уровня масла имеется маслоуказатель, расположенный под смотровым глазком.

Плунжерный насос в фартуке смонтирован в нижней крышке и приводится в действие от вала червячной шестерни. Он обеспечивает смазкой все приводные части станка 1К62, подшипниковые опоры и направляющие суппорта и каретки.

Смазка ходового винта станка 1К62 производится при помощи ручной масленки при включенной маточной гайке.

Включение подачи масла на направляющие суппорта и каретки производится краном 10 (рис. 10). Рекомендуется в начале смены поставить кран в положение “О” (открыто) и два-три раза прогнать каретку по станине и нижнюю часть суппорта по каретке на быстром ходу. После этого кран следует вернуть п ложение “З” (закрыто).

Рис.10 – Схема смазки станка 1К62 Внимание! Если во время работы станка 1К62 кран будет оставлен в положении “О”, то все масло из резервуара фартука в течение смены будет выкачено.

Заливка масла производится через отверстие в левой стенке фратука, закрываемое пробкой. В левой части нижней крышки фартука расположена пробка для слива масла.

При эксплуатации станка 1К62 необходимо следить за работой маслянных насосов и за наличием масла в резервуарах.

Характеристики масел и сроки смазки станка 1К62 указаны в карте смазки.

Выбор смазки для узлов токарно-винторезного станка

Описание работы системы смазки.

Схема расположения точек смазки показа на рис. 8

Рисунок 8 Схема смазки станка

Описание работы. В станке применена автоматическая циркуляционная система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.

Эта система включает резервуар 1 (см. рис. 1.12), шестеренчатый насос 2, фильтр 3 на напорной магистрали, сливной фильтр 4 с заливной горловиной и магнитным патроном.

Шестеренчатый насос 2, приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара 1 и подает его через сетчатый фильтр 3 к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные коллекторы.

Контроль за работой системы осуществляется визуально при помощи маслоуказателя 7 (2). Масло сливается из передней бабки и коробки подач через заливной сетчатый фильтр 4 в резервуар.

В циркуляционную проточную систему смазки фартука, направляющих станины, каретки и суппорта входят: резервуар 8, плунжерный насос 9, распределительный коллектор 10, кран 11.

Кроме того, смазка деталей производится разбрызгиванием, что обеспечивается наличием смазки в картере фартука.

Смазка опор ходового винта, ходового вала, вала переключения осуществляется из резервуара 12, заполняемого шприцем.

Смазка направляющих задней бабки осуществляется фитилями из резервуара 13, в который заливается масло через отверстие, закрываемое колпачком. Резервуар задней бабки заполняется до вытекания масла через отверстие на лицевой стороне корпуса.

Смазка механизма включения фрикциона, винтовой пары и направляющих верхнего суппорта, механизма нониуса фартука осуществляется через масленки 31–36 при помощи шприца.

Смазка оси промежуточной сменной шестерни осуществляется периодически с помощью колпачковой масленки 23, сменные шестерни смазывают вручную консистентной смазкой. Смазка ходового винта осуществляется периодически при помощи ручной масленки при включенной гайке ходового винта.

Указания по монтажу и эксплуатации системы смазки. Перед пуском станка:

  • — заполнить резервуар 1 через фильтр 4 маслом в количестве 17 л. контролировать уровень по маслоуказателю 7 (1).
  • — заполнить резервуар фартука маслом в количестве 1,5 л. контролировать уровень по маслоуказателю 7 (3);
  • — заполнить резервуары 12, 13 маслом в количестве 0,2 л и 0,03 л соответственно;
  • — смазать маслом в точках смазки 28–36; набить консистентную смазку в колпачковую масленку 23 и после заполнения повернуть ее на 1,5– 2 оборота.

Примерно через 1 мин. после включения электродвигателя должно показаться масло в маслоуказателе 7 (2) на передней бабке. При его отсутствии необходимо тут же выключить станок и очистить сетчатый фильтр. В новом станке целесообразно в течение первых двух недель чистить сетчатый фильтр 3 не реже один раз в месяц.

Работу смазочного насоса фартука проверяют по вытеканию масла из вертикального отверстия на направляющих каретки, которое открывается при установке поперечных салазок суппорта на расстоянии 180–190 мм от переднего торца каретки. При работе станка ежедневно контролировать уровень масла и при необходимости доливать его.

Первую замену масла проводить через месяц после пуска станка в эксплуатацию, вторую — через 3 месяца, а далее строго руководствуясь указаниями карты смазки.

Внимательное отношение к смазке, нормальная работа системы смазки является гарантией безотказной работы станка и его долговечности.

На станке имеются две изолированные централизованные системы смазки:

  • -зубчатых колес, подшипников, коробки скоростей и элементов коробки переключения скоростей, зубчатых колес и подшипников шпиндельной головки;
  • -зубчатых колес, подшипников коробки подач, консоли, салазок, направляющих консоли, салазок и стола, винтов поперечного и вертикального перемещений.

Перечень точек смазки, периодичности смазки, марка и количество смазочного материала указаны в таблице 3

При работе, станка контролировать:

  • – уровень масла в резервуарах станины (коробки скоростей) и суппорта;
  • – работу масляных насосов станины по наличию масла в соответствующих маслоуказателям.

Технические параметры токарного станка 1К62

Выпускаемый тяжелой промышленностью, токарный станок модели 1К62 давно знаком специалистам по обработке металлов как надежный и простой в обращении агрегат.

Известный большинству работников, токарный станок типа 1К62 относится к популярным моделям оборудования, используемого для изготовления самых различных деталей. Их отличительной особенностью является повышенная функциональность, универсальность и высокая надежность. У специалистов по обработке металлических заготовок этот станок до сих пор котируются очень высоко.

Назначение и область использования станка

Станки универсального типа предназначаются для обработки разнообразных деталей (в том числе – и из особо прочных металлов) в широком диапазоне размеров и предельных весовых характеристик.

Читать еще:  Радиально сверлильный станок с чпу

Что можно производить на токарно-винторезном станке 1К62

Возможности промышленных агрегатов типа 1К62 очень широки. С их помощью удается:

  • Обтачивать детали из металла небольшого диаметра и малого веса.
  • Растачивать заготовки габаритной величины и приличной массы.
  • Производить точение дисковых заготовок и валов всевозможной конфигурации.
  • Организовать нарезку канавок произвольной глубины.

Кроме того, посредством этого агрегата делаются резьбы пяти типов с произвольным шагом, а также осуществляется сверление металлических заготовок.

Особенности конструкции

К особенностям конструкции 1К62 относят универсальность его функциональных возможностей и грамотно организованное рабочее пространство. Особо отмечается простота настройки режимов работы станка.

Повышенная жесткость всех его рабочих узлов обеспечивается применением в конструкции сверхпрочных подшипников. Благодаря значительной по величине мощности привода на 1К62 допускается обрабатывать заготовки, прошедшие длительную закалку.

Обратите внимание: В конструкции станины предусмотрена возможность изменения положения задней балки, позволяющая обтачивать детали конусообразной формы.

Сама балка стыкуется с нижней плоскостью суппорта особым замком, что расширяет диапазон операций сверления. К основным конструктивным узлам этого изделия относят:

  • Станину с двумя расположенными по краям тумбами.
  • Две бабки (переднего и заднего размещения).
  • Суппорт с резцедержателем и фартучный механизм.
  • Коробку передач (КП).

Рассмотрим далее организацию рабочего места.

Габариты рабочего пространства

Характеристики рабочего места 1К62 выглядят следующим образом:

  • высота станины с надстройками – полтора метра;
  • общая длина основания – от 2,5 до 3,5 метров (при ширине 1,2 метра);
  • допустимый размер детали, размещенной над суппортом – до 22,4 см, а над станиной – до 43,5 см
  • допустимое резцовое сечение – в пределах 2,5 см;
  • предельный размер болванки, фиксируемой при обработке – в границах от 75 см до 150 см;
  • сквозной размер (диаметр) вала – 5,5 см;
  • свободный ход рабочей каретки – до 1330 мм.

В определенных условиях эксплуатации станкового оборудования (при фиксации заготовки в патроне, в частности), вес обрабатываемой болванки может достигать 300 кг. При установке заготовок в центрированной позиции ее масса может достигать 1300 кг.

Передняя и задняя бабки

Основное предназначение передней бабки – обеспечить заданные параметры вращения вала в различных режимах работы при выполнении всего спектра рабочих операций. Здесь же размещены элементы переключения сменных зубчатых шестерен КП. Расположенные в ней механизмы позволяют:

  • делать резьбу с шагом, который кратен 4-м и 16-ти единицам; при этом передаточное число увеличивается в 8 и 32 раза соответственно;
  • обеспечивать правую и левую нарезку;
  • подготавливать резьбы в многозаходном режиме (от 2-х до 60-ти заходов).

Имеющаяся в этом узле рукоятка переключения скоростей позволяет выставлять один из 4-х возможных разрядов частот вращения вала в соответствие с нанесенным на нее обозначением.

Задняя бабка поддерживает металлическую деталь в режиме центрированной обработки, создавая вторую опорную точку. При совершении операции сверлении она посредством особого прихвата стыкуется с кареткой суппорта, обеспечивая тем самым механическую подачу от него. При этом сам инструмент вставляется в специальный пиноль.

Суппорт модели и механизм фартука

Рабочий механизм фартука с имеющимися на нем муфтами обеспечивает как прямой, так и обратный ходы суппорта и рабочей каретки. Для управления их перемещениями на нем предусмотрена специальная рукоятка. Помимо этого, фартук оснащен блокировочным механизмом, не допускающим работу с двумя подачами сразу (продольным перемещением и поперечным сдвигом). Здесь же располагается предохранительная муфта, срабатывающая в случае перегрузки фартука.

Величина просвета (зазора) в ней выставляется при заводской настройке станка. В случае ремонта он корректируется специальным винтом, находящимся снизу фартука в торце основания маточной гайки.

Коробка подач и скоростей

КП обеспечивает задание необходимых скоростей вращения основного рабочего вала в широком диапазоне частот. Такая возможность позволяет не только обтачивать заготовки, но и делать на станке резьбовые нарезки пяти видов (в разных скоростных режимах).

Для управления величиной подачи при подготовке резьбы в КП предусмотрена специальная ручка, имеющая несколько положений. Если требуется нарезать более тонкую резьбу – она устанавливается в положение, когда ходовой винт подсоединяется по прямой схеме (в обход коробки подач).

Для реализации режима «Быстрое перемещение» в ней имеется специальная обгонная муфта, монтируемая на выходном валу.

Система смазки 1К62

Основные узлы и механизмы КП, а также все входящие в ее состав подшипники смазываются за счет автоматической подачи масла из резервуара, размещенного в нижней зоне опоры передней бабки. Оно засасывается из емкости с помощью отдельного насоса, приводимого в действие посредством эксцентрикового кулачка. После этого масло по системе трубок прогоняется через фильтр, а затем поступает в подшипник передней бабки (на шпиндель и на лоток).

Далее, своим ходом оно опускается к узлам зубчатых передач, подвижным втулкам и другим подлежащим смазке точкам. В задний подшипник смазочный материал поступает из дополнительного резервуара, оснащенного фетровым фитилем.

Схема электрическая

Электрика станка содержит в своем составе следующие обязательные компоненты:

  • вставки плавкие предохранительные;
  • комплект выключателей различного функционального назначения;
  • элементы коммутации силовых цепей (реле и контакторы);
  • осветители (лампочки);
  • понижающий преобразователь 380/220 Вольт и выпрямительные элементы.

В электрическую часть станка помимо всего перечисленного входят электродвигатель основного привода (М1), а также трехфазные моторы быстрого хода и насоса охлаждения.

Дополнительная информация: Через специальный штепсельный разъем к конструкции подключается двигатель гидроагрегата (М4).

Этот мотор – вспомогательный, работающий совместно с подключаемым к нему гидрокопировальным устройством (на рисунке выше он обозначен как М4*).

Схема кинематическая

Чтобы разобраться с относительным расположением и взаимодействием узлов агрегата, а также отдельных его деталей – важно изучить кинематическую схему (рисунок ниже).

Проще всего сделать это, если заглянуть в паспорт агрегата 1К62, где подробно описывается не только устройство станка, но и порядок работы всех механизмов. Ознакомившись с тонкостями и особенностями конструкции, оператор сможет эффективно использовать весь ее функционал.

Инструкция по эксплуатации оборудования

Порядок эксплуатации 1К62 подробно расписан в прилагаемой к нему инструкции, содержащей сведения профессионального характера. Ознакомление с ними перед использованием агрегата обязательно для любого начинающего мастера по обработке металлов.

Лишь после этого допускается переходить к практическому освоению технических приемов, определяемых функционалом данной модели станочного оборудования.

Техническое обслуживание станка

Процедуры по уходу за 1К62 сводятся к проведению следующих обязательных мероприятий:

  • проверка уровня масла в заливочных емкостях и пополнение его запаса (по необходимости);
  • систематическая протирка мягкой фланелью открытых частей агрегата;
  • профилактические работы, проводимые по заранее утвержденным графикам.

Выполнение мероприятий по обслуживанию станка позволит поддерживать его в работоспособном состоянии долгое время.

Варианты модернизации

Со временем станочное оборудование модернизируется с учетом возросших требований к обработке металлов. Этот процесс коснулся и модели 1К62, а именно:

  • Его электрическая схема претерпела изменения (в нее был добавлен еще один двигатель М4).
  • Повысилась мощность и диапазон скоростей основной подачи.
  • Повысилась плавность выхода на рабочий режим при включении и выключении передач.

В результате усилий конструкторов улучшились эргономические показатели (удобство работы на станке).

Техника безопасности

Соблюдение требований ТБ при работе с 1К62 предполагает выполнение следующих правил:

  • При обращении с оборудованием нельзя касаться рукоятей, не задействованных в текущем режиме обработки.
  • Как при обточке, так и при нарезании резьбы не допускается работать без специальной защитной сетки.
  • При обработке нестандартных заготовок запрещено использование не предназначенной для этого оснастки.

В соответствии с требованиями ТБ, дверцы агрегата в процессе обточки и сверления деталей держатся на запоре.

Токарно-винторезный станок 1К62

Давно уже не существует московского завода «Красный пролетарий», но станки, которые он выпускал, благодаря их надёжности по-прежнему работают на постсоветском пространстве. Со временем некоторые детали изнашиваются, а при интенсивном постоянном использовании станок необходимо менять. Найти теперь новый токарный станок 1К62 практически невозможно. Поэтому к основной маркировке (на новых станках) добавляются в конце буквенные обозначения, указывающие на дополнения или изменения в конструкции или характеристиках отдельных узлов агрегата.

Кроме усовершенствованных моделей токарного станка, работающего на протяжении нескольких десятилетий в разных отраслях машиностроения, инструментальных цехах и различных лабораториях по разработке сложных металлических конструкций, на рынке можно найти полные аналоги давно разработанного, но не устаревающего морально токарно-винторезного станка 1К62. Оборудование, произведённое в СССР, безотказно работает по сей день. Часто для придания ему товарного вида достаточно лишь подкрасить корпус, если техническое обслуживание проводилось регулярно и в полном объёме.

Читать еще:  Станки для переработки пластиковых бутылок

Некоторые станки требуют замены электрооборудования, шабровки или перешлифовки станины, и этот станок прослужит ещё долгое время. Но для проведения подобного ремонта потребуется техническая документация на станок с техническими характеристиками и размерами.

Паспорт и руководство по технической эксплуатации станка 1К62

Технические характеристики токарного станка 1К62

Модернизация

Токарно-винторезные станки нового поколения, созданные по образу и подобию 1К62, имеют комплектующие более высокого качества, созданные из прочных сплавов, отличающихся от тех, что использовались ранее. Изменилась и электросхема. Электрооборудование станков стало более надёжным, современное оборудование для работ по металлу может иметь разную мощность. Необходимую электрическую схему потребитель оговаривает с поставщиком оборудования в момент заключения договора на поставку. Неизменным показателем в электроприводах является степень безопасности сетей.

Электрическая схема 1К62

Усовершенствованный механизм управления отличается эргономичностью, что позволяет оператору токарного станка 1К62 не прилагать больших физических усилий, чтобы запустить или остановить станок. Шпиндель, муфта и тормоз делают пуск и завершение работы над заготовкой более плавными. Компьютерная разработка станин токарно-винторезных станков даёт возможность производить на любом из них продукцию высокой точности исполнения. Этому способствует и массивная чугунная станина, создающая идеальную жёсткость токарного станка. Такая схема сборки делает работу токаря физически более лёгкой.

Что можно производить на станке 1К62

Возможности токарно-винторезного станка 1К62 очень велики. На нём можно обрабатывать детали малого диаметра с незначительным весом и просто огромные. При закреплении заготовки в патроне, её вес может доходить до 300 кг. При закреплении детали в центрах, её вес может доходить до 1300 кг.

От объёма и массы детали, а так же тонкости работы над ней, зависит выбор рабочих инструментов, их размер и другие параметры. Для обработки торцевых поверхностей могут использоваться резцы, развёртки, свёрла, зенкера, метчики и плашки. Использования определённых видов инструмента, заготовка приобретает необходимую сложную форму шестигранника, конуса, цилиндра с резьбой или сложной внутренней структурой (в строгом соответствии с чертежом детали).

Универсальность технических характеристик токарно-винторезного станка 1К62 даёт возможность использовать его для обработки высокопрочных заготовок из закалённого металла, благодаря установке шпинделя на специальные подшипники, которые обеспечивают его жёсткость. Ударные нагрузки при обработке не повлияют на точность изготовления детали.

Применяется станок и для нарезки резьбы разной сложности. Она может быть внутренней и наружной, левой и правой.

Классификация резьбы

  • Метрическая — является в России наиболее распространённой – это треугольные бороздки с углом расположения 60º. На чертежах обозначается в мм. Есть 2 вида – с мелким и крупным шагом, задаётся в зависимости от назначения.
  • Дюймовая — имеет угол 55⁰. Применяется крайне редко, лишь для ремонта импортного оборудования. Детали с такой резьбой не разрабатываются для нового отечественного оборудования.
  • Модульная — измеряется в модулях, для получения более понятного русскому человеку значения, цифру необходимо умножить на π≈3,14.
  • Питчевая спиральная резьба, на чертежах отмечается в питчах. Это единица измерения, где определённые параметры делятся на число π≈3,14.
  • Архимедова спираль – детали с этим видом резьбы больше всего похожи на ледобур. Саморезы являются яркими представителями класса деталей с таким типом резьбы.
  • Цилиндрическая (трубная) – разновидность дюймовой резьбы. Угол может быть 55 и 60⁰, что регламентировано ГОСТ. Применяется для сращивания труб малого диаметра между собой без сварки и уплотнительных волокон.
  • Трапецеидальная — равнобочная, имеет угол 30⁰. Используется в сложных поворотных механизмах реверсивных кранов с большой подъёмной силой и трансмиссиях.
  • Упорная – не равнобочная 30⁰ резьба используется в конструкциях мощных прессов и домкратов. Существует ещё одна её разновидность — 0⁰ на стороне детали, испытывающей при работе большую нагрузку и 45⁰ со стороны, где нагрузки нет. ГОСТ 87 года.

На токарно-винторезном станке можно выполнить любую резьбу из перечисленных выше, и многие другие операции. Необходимо только разобраться с терминологией и обозначениями на чертежах и в настройках станка.

Узлы токарно-винторезного станка 1К62

Вся нагрузка равномерно распределяется на основании станка, которым служит станина. Она крепится на тумбах. С левой стороны на станине закреплена передняя бабка. В ней расположена коробка скоростей и шпиндель, прикреплённый к патрону. Справа располагается задняя бабка – эта деталь легко перемешается по продольной направляющей каркаса. С её помощью на станке крепятся заготовки разной длины. Режущие инструменты крепятся на суппорте (в центральной части токарного станка) в специальном держателе.

Суппорт токарно-винторезного станка 1К62 имеет два варианта подачи суппорта – продольную и поперечную. Определённую схему движения осуществляют 2 механизма, расположенных в фартуке. В зависимости от операции, выполняемой на станке, определяется, какой из механизмов будет задействован. Для расточки детали подачу осуществляет вращающийся ходовой вал, при выполнении резьбы – ходовой винт. Амплитуда движения суппорта определяется настройками коробки подач.

В нижней части станка, на станине закреплено корыто для отходов, к которым относится стружка и СОЖ, охлаждающая заготовки в процессе работы.

Кинематическая схема токарно-винторезного станка 1К62

Система смазки 1К62

Схема системы смазки такова, что весь процесс происходит автоматически. Резервуар, из которого масло начинает своё движение по системе, находится в корпусе передней бабки, вернее, в нижней его части. Чтобы масло достигало каждого, требующего смазки, элемента токарного агрегата, от резервуара идёт трубопровод, обеспечивающий циркуляцию масла по системе.

Смазка приводится в движение плунжерным насосом, который втягивает масло внутрь системы трубок идущих к разным узлам станка. Сам насос, находящийся на нижней крышке фартука, приводится в действие эксцентриковым кулачком, которому передаёт движение вал. Продвигаясь по системе, масло попадает через фильтр к переднему подшипнику шпинделя и на лоток. Собственный вес масла не позволяет ему задерживаться на частях в большом количестве. Стекая произвольно вниз, оно смазывает зубчатые колёса, втулки и остальные части механизма, расположенные ниже.

Задний подшипник имеет 2 способа смазки. Вторым, дополнительным, является фитильный способ смазки. Наличие масла в системе можно увидеть в левой стороне верхней крышки передней бабки, где через небольшое окошечко хорошо видна струя смазочного вещества.

В смазочной системе 1К62 используется пластинчатый фильтр. Его характеристика такова, что для очистки вытаскивать из корпуса его части не нужно, достаточно лишь прокрутить рукоятку 2-3 раза. Такой способ очистки фильтра предусмотрен производителем, в течение первого года эксплуатации, как ежедневная процедура. На более поздних сроках использования этот ритуал может стать еженедельным.

Поперечная рейка станины, по которой перемещается суппорт, смазывается в ручном режиме по мере необходимости. Для этого служит краник, расположенный над ней.

Техническое обслуживание

Существует ряд правил, которые помогут содержать токарно-винторезный станок 1К62 в прекрасном рабочем состоянии на протяжении всего срока его использования.

  1. Осмотр станка на отсутствие видимых повреждений до включения электросети. На слух оценить работу двигателя. Через минуту после запуска двигателя проверить подачу масла в систему. При наличии посторонних звуков, необходимо разобраться, что их создаёт – механизмы фартука, коробка скоростей или другие механизмы. Особое внимание необходимо уделить устройствам подачи и удержания заготовки и предохранительного щитка. При малейшей неисправности необходимо приостановить работу и провести ремонтные работы и отладку оборудования.
  2. Согласно карте смазки, необходимо менять масло в резервуаре, чистить фильтр и трубы системы. Делать профилактические осмотры и промывку агрегатов. Своевременно менять резцы, что снизит нагрузку на двигатель.
  3. Ничего, кроме обрабатываемой заготовки, на рабочем месте быть не должно. Это убережёт от несчастных случаев и поломок механизма.
  4. Делая перерыв в работе, не оставлять двигатель работающим. При выполнении задач, не требующих автоматической подачи, суппорт необходимо отключать, выставив трензель в нейтральное положение.
  5. После смены необходимо протереть поверхность от грязи и масла при помощи ветоши, смоченной в керосине. После чего смазать неокрашенные поверхности маслом, что будет препятствовать возникновению ржавчины.
  6. Ежемесячно проводить генеральную чистку механизмов и внутренней стороны кожухов. Не долить, а полностью сменить масло и смазать все узлы станка в соответствии с указаниями производителя. Промыть фильтр керосином.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: