46 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ткацкий станок джона кея

Джон Кей — пионер промышленной революции XVIII века

Первый этап промышленной революции XVIII века связан с появлением рабочих машин в текстильной промышленности. Вначале были созданы прядильные машины, но одной из главных предпосылок их появления был так называемый «прядильный голод», т. е. отсутствие пряжи, вызванное широким применением ткацких станков с «челноками-самолетами», изобретенными англичанином Кеем 26 мая 1733 года.

Джон Кей родился в многодетной семье фермера 16 июля 1704 года недалеко от города Бэри в графстве Ланкашир. В юные годы был отдан в обучение к бердовщику из Бэри. Судя по всему, обучение давалось ему легко, так как через несколько лет юноша предложил новый вид берд с металлическими зубьями вместо роговых, деревянных или камышовых. Металлические берда были известны как берда Кея, хотя тот не патентовал их, возможно, недооценивая значение своего изобретения. В девятнадцать лет он начал работу в собственной мастерской, а в двадцать шесть лет — получил первый патент на конструкцию «новой машины для изготовления, сучения и кручения мохера и камвольной шерсти, а также для кручения нитей, годных для использования изготовителями пуговиц, портными и всеми другими, работающими со ссученным мохером и камвольной шерстью и кручеными нитями» [38]. В патенте нет рисунков и описание весьма кратко, так что сейчас трудно судить о том, что это была за машина.

Через три года Кей запатентовал свой «летающий чел нок» или, как называли его в России, «челнок-самолет». В патентном описании говорится, что предметом изобретения является «вновь изобретенный челнок для лучшего ткачества широких тканей, . шерстяных или льняных». По краям батана были сделаны челночные коробки с гонками, связанными веревкой с рукояткой, которую ткач дергал попеременно влево и вправо. Челнок для улучшения скольжения по склизу батана был оснащен роликами. Позднее изобретатель дополнил свое предложение неподвижной установкой шпули в челноке и осевым сматыванием пряжи.

Кей организовал компанию для продажи челноков, предлагая их для широких шерстоткацких станков, на которых вместо двух ткачей теперь мог работать один. Во время демонстраций работы челнока он заметил один не достаток, присущий всем челнокам того времени. При полете челнока нить выходила из отверстия в центральной части боковой стенки, при этом шпулька вращалась. При таком способе сматывания нити размер шпулек был ограничен, из-за инерции натяжение уточной нити имело резкие скачки. Эти недостатки стали еще очевиднее при увеличении скорости полета челнока, что достигалось изобретением Кея.

Кей предложил сматывать нить с уточной шпули в осевом направлении, закрепив шпулю неподвижно. Теперь изобретение Кея включало две идеи: челнок на роликах и его пробрасывание через зев с помощью специальных приспособлений и неподвижную установку шпули в челноке. Однако качество шерстяной пряжи ручного изготовления было низким, она была непрочной и часто рвалась. Владелец мануфактуры имел прямую выгоду, сократив число ткачей, но оставшимся приходилось работать в два раза интенсивнее, что, естественно, вызывало их недовольство С одной стороны, Кею не удавалось получить с фабрикантов отчисления за использование своего изобретения, а с другой — ткачи были настроены открыто враждебно по отношению к нему. В результате в 1747 году из-за тяжелого финансового положения изобретатель переехал во Францию, но и там встретился с теми же трудностями.

Несколько раз Кей возвращался в Англию с надеждой получить премию за свои изобретения от парламента, но все его усилия были тщетны. В 1753 году толпа, узнав о приезде изобретателя, ворвалась в его дом в Бэри, разрушив все, что там было. Два друга с большим трудом тайком вывели Кея из дома. Это событие отражено в картине, висящей в настоящее время в зале городской ратуши Бэри. Всякий раз после неудачных приездов в Англию Кей возвращался во Францию. В 1764 году его сын Роберт прислал письмо в Лондонское общество искусств и промышленности, испрашивая премию для своего отца за изобретение «летающего челнока». Рукой самого Кея в письме было написано следующее: «У меня есть еще изобретения, кроме тех, которые я опубликовал. Единственная причина, по которой я не обнародовал их, — это плохое обращение, которому я подвергся в Англии со стороны ткачей. Тогда я апеллировал к парламенту, но тот не помог мне в моих делах, и мне пришлось уехать за границу зарабатывать деньги для того, чтобы оплатить мои долги и кормить свою семью». Ответа долго не было, но, наконец, он пришел: «Общество не знает ни одного человека, который понимал бы, как использовать эти челноки» [38]. Можно представить себе обиду изобретателя.

Кея часто описывают как человека сильной воли, но, безусловно, неудачи наложили отпечаток на его характер. Он подозрительно относился к попыткам французских должностных лиц выяснить что-либо о его изобретениях, часто прерывая переговоры о выплате премий за их использование, отказывался от помощи в распространении изобретений, прерывал переговоры, уезжал в Англию, а затем опять возвращался. Несколько лет в условиях безденежья Кей пытался продолжать эксперименты с текстильными изобретениями. Умер он зимой 1780—1781 годов в крайней бедности. Не сохранилось никаких французских записей о его смерти, могила неизвестна. Такова судьба изобретателя на заре промышленной революции. Лишь сто лет спустя после великого изобретения жители Бэри воздвигли памятник Джону Кею в полный рост и с челноком в руке.

А успех был таким близким! Уже в середине века «челнок-самолет» стали применять в Англии при выработке бумазеи — узкой ткани с льняной основой и хлопчатобумажным утком. Здесь основа рвалась гораздо меньше, интенсивность труда ткача оставалась одной и той же. При этом «челнок-самолет» значительно повышал выработку одного ткача, так как двигался с большей скоростью.

Среди других текстильных изобретений Кея — усовершенствование зевообразовательных кулачков на лентоткацком станке, машина для разрыхления и очистки шерсти, машина для изготовления полей фетровых шляп, машина для изготовления кардной ленты, сновальный барабан, веретена для прядения тонкой шерсти, прядильная и чесальная машины.

Читать еще:  Принцип действия электроэрозионного станка

По поводу машины для разрыхления и очистки шерсти текстильщики Колчестера обратились с петицией к королю, утверждая, что эта машина, выполняя работу четырех человек, разорит их, и требовали запретить ее использование. В дальнейшем это неприязненное отношение текстильщиков к машинам вылилось в организованное движение «разрушителей машин», в первые массовые выступления рабочих.

Среди нетекстильных изобретений Кея — ветряной двигатель для подъема воды из затопленных шахт и печь для высушивания солода.

Из сыновей Кея только Роберт стал изобретателем, предложив в 1760 году первый в мире многочелночный механизм с подъемными коробками. Младший сын Джон много времени провел с отцом во Франции. По возвращении в Бэри он был известен как Кей-француз. Совпадение имен отца и сына внесло некоторую путаницу в научно-техническую литературу. Особенно это касалось образования, черт характера, идентификации портретов. Не избежал ошибки даже известный историк ткачества прошлого века А. Барлоу, в книге которого Джон Кей учился за границей, у отца была фабрика в Колчестере. Очевидно, эти сведения относятся к сыну.

Несмотря на сопротивление ткачей, «челнок-самолет» в течение четверти века распространился по всей Англии, а затем и по всему миру. В Америке «челнок-самолет» был впервые использован в 1787 году на мануфактуре в Беверли, где этим устройством было оснащено 16 ткацких станков, а также на мануфактуре в Бриджуотере, где ткали «джин» и вельвет-корд.

В России широкое распространение «челноков-самолетов» началось с 1814 года.

Помимо «челнока-самолета» разные изобретатели предлагали и другие методы усовершенствования ручных ткацких станков. В 1762 году Джордж Глазгоу запатентовал ткачество двух, трех или четырех полотен, соединенных вместе с помощью особой ремизки способом, очень похожим на ручное сшивание.

Ручной ткацкий станок, который очень напоминал по форме обычный механический станок XIX века, был представлен в 1771 году комитету Лондонского общества искусств и промышленности. Его автором был Олмон, которому в виде поощрения Общество выдало 50 гиней. Вероятно, это был первый станок с батаном, оси лопастей которого располагались внизу. Без сомнения, станок Олмона остался неизвестным пионерам механического ткачества, иначе непременно была бы использована его компактная форма.

Следующая попытка улучшить ручной ткацкий станок была сделана под руководством Уильяма Рэдклиффа, не верившего в механическое ткачество. Рэдклифф собрал группу своих работников и обратил их внимание на необходимость улучшения конструкции ручного станка. Сначала в 1802 году станку была придана компактная форма, годом позднее был изобретен товарный регулятор с храповиком. Подобный механизм был использован Хорроксом в его станке, что дало Рэдклиффу повод обвинить Хоррокса в незаконном использовании своего изобретения. Созданный под руководством Рэдклиффа станок с приводом от рукоятки, названный «Денди», вероятно, за свой изящный вид, получил широкое распространение. По форме и конструктивному решению он напоминал обычный механический ткацкий станок для широких и тяжелых тканей. По данным профессора Гермбштедта, производительность этого станка достигала 10 уточин в минуту.

Очень простой станок для ткачества полотняных и саржевых тканей изобрел Шэлл.

«Челнок-самолет» повысил производительность труда ткачей примерно в два раза и сделал насущной проблему создания прядильных машин в текстильной промышленности, поэтому с полным основанием можно назвать Джона Кея пионером промышленной революции XVIII века. Дальнейший прогресс в производстве тканей связан с внедрением механического ткачества.

Джон Кей (летающий челнок) — John Kay (flying shuttle)

Джон Кей (17 июня 1704 -. С 1779) был изобретателем шаттла летающего , который был ключевой вклад в промышленной революции . Он часто путают с его тезкой , который построил первый «вращающийся кадр».

содержание

Ранний период жизни

Джон Кей родился 17 июня 1704 в Ланкашир хуторе Walmersley , только к северу от Bury . Его старшина фермер отец, Роберт, владел «Парк» недвижимость в Walmersley, и Джон родился там. Роберт умер прежде , чем Джон родился, оставив Park House своему старшему сыну. Как пятый сын Роберта (из десяти детей), Джон завещал £ 40 (в возрасте 21 года ) и образования в возрасте до 14 лет Его мать была ответственна за обучение его , пока она не вступила в повторный брак.

ученичество

Он ученье с ручной берда производителя, но , как говорят, вернулся домой в течение месяца утверждают, что освоили бизнес. Он разработал металлический заменитель для натурального тростника , который оказался достаточно популярным для его продать по всей Англии. После путешествия по стране, делая и фитинги камыша проволоки, он вернулся в Бери , и 29 июня 1725, он и его брат, Уильям женился Бери женщина. Жена Джона была Энн Holte. Его дочь Летиция родилась в 1726 году, и его сын Роберт в 1728 году.

В Бери он продолжал проектировать улучшения текстильных машин; в 1730 году он запатентовал Перетяжка и скручивание машины для камвольно .

Летательный трансфер

В 1733 году он получил патент на его наиболее революционным устройством: в «колесного шаттл » для ручного ткацкого станка . Это значительно ускоряется ткачество , позволяя челнок , несущий уток , которые передаются через нить основы быстрее и по большей ширине ткани. Он был разработан для широкого ткацкого станка, для которого он спас труд над традиционным процессом , нуждаясь только один оператор за ткацким станком (до улучшения Кея был необходим второй работник , чтобы поймать челнок).

Кей всегда называл это изобретения «мусорного шаттл», но другие использовали название «флай-шаттл» (и позже, «летающий челнок») из-за своей непрерывной скорости, особенно когда молодой работник использовал его в узком ткацком станке. Шаттл был описан как путешествие на «скорости, которая не может быть воображаемой, так велико, что шаттл можно увидеть только как крошечное облако, которое исчезает один и тот же момент времени.»

оппозиция

В июле 1733 года , Кей сформировал товарищество в Колчестер , графство Эссекс , чтобы начать производство Муха-трансфер. Нет промышленного волнения не предполагалось, что является первым устройством современной эпохи , чтобы значительно повысить производительность. Но к сентябрю 1733 ткачи Колчестер, были настолько обеспокоены их средства к существованию , что они подали прошение королю , чтобы остановить изобретения Кей.

Летательный шаттл должен был создать определенный дисбаланс путем удвоения ткачество производительности без изменения скорости , при которой поток может быть прядильного, нарушая прядильщиков и ткачей , так.

Кей пытался продвигать маховой трансфер в Бери, но не смог убедить шерстяные производитель, что она была достаточно надежной; он провел следующие два года совершенствования технологии, пока это не было несколько преимуществ по сравнению с устройством, указанным в 1733 патенте. Это должно было быть одним из его трудностей в ближайшие патентных споров.

Читать еще:  Для чего нужен клеевой термопистолет

В 1738 году Кей отправился в Лидс , где его проблема стала роялти сбором (годовая абонплата составляла 15 шиллингов за трансфер). Он продолжал изобретать, патентованию некоторых машин в том же году, однако они не были приняты до промышленно.

Shuttle Club

Кей (и, первоначально, его партнеры) начали многочисленные нарушения патентных прав судебных исков, но если какой — либо из этих случаев были успешными, компенсация была ниже стоимости преследования. Вместо того , чтобы капитулировать, производители образованные «Шаттл клуб», синдикат , который заплатил стоимость любого члена предстали перед судом; их стратегия патентного пиратства и взаимной компенсации почти обанкротившегося Кей.

В 1745 году он и Джозеф Стелл запатентовал машину для ткани ленты ткачества , которую они ожидали могли быть разработаны на водяное колесо , но они были не в состоянии продвигать свои планы из — за судебных издержек Кея. Нищая и притеснения, Кей был вынужден покинуть Лидс, и он вернулся в Bury. Кроме того, в 1745 году, двенадцатый (и последний) ребенок Джона, Уильям родился.

Кей оставалась изобретательской; в 1746 году он работал на эффективном способе производства соли, а также разработки усовершенствования спиннинг технологии — но это сделало его непопулярным среди Бери блесен. Кроме того , использование Муха-шаттл становится широко распространенным явлением в ткачестве, увеличение хлопка пряжи спроса и его цена — и Кей ругали.

Жизнь во Франции

Он страдал жестокого обращения в Англии, но он не оставил страну на этот счет, но из — за его неспособности обеспечить соблюдение (или прибыли от) его патентных прав. Trudaine в Бюро де торговли было известно, поддержка текстильных инноваций (и позже активно привлекать иммигрантов изобретателей). Вероятно , воодушевлена перспективой государственной поддержки, в 1747 году, Кей покинул Англию для Франции (где он никогда не был прежде, и не говорить на языке).

государственная субсидия

Он отправился в Париж, и в течение 1747 г. вел переговоры с французским правительством (на английском языке ) , чтобы продать им свою технологию.

Лишенное огромную сумму единовременного он хотел, Кей , наконец , согласился 3000 ливров плюс пенсия 2500 Livre (ежегодно с 1749) , в обмен на его патент, и инструкция по его использованию (для изготовляет Нормандия ). Он сохранил исключительные права на производство челнока во Франции, и привел троих своих сыновей в Париж , чтобы сделать их. Хотя опасаться ввода производственных провинций (из — за его опыта с бунтующих ткачей в Англии) он уговорил сделать это.

В свое время французских властей воспрепятствовали его связь с Англией, но Кей писал о непредвиденном использовании его технологии в Англии французского правительства: «Мои новые челноки также используются в Англии , чтобы сделать все виды узких шерстяных товаров, хотя их использование могло бы быть более совершенным был ткачи советовались со мной ».

Начало механизации во французской текстильной продукции традиционно приурочено к 1753, с широким распространением летающего челнока там. Большинство из этих новых челноков были копии, а не сделанные Kays. Джон Кей безуспешно пытался провести в жизнь свою производственную монополию, и начал ссориться с французскими властями, на короткое время вернуться в Англию, в 1756 году (он говорит , что он был в своем Бери домой в 1753 году , когда он был варварски толпой — и что он едва избежал своей жизни, но это, вероятно, рассказ 19-го века на основе предыдущих бунтов Колчестер, Кей, вероятно , во Франции в течение начала 1750 — х годов).

Он обнаружил , что его перспективы в Англии незастроенных; по 1758 г. он вернулся во Франции, которая стала его страна приняла, хотя он должен был посетить Англию , по крайней мере в два раза больше. Зимой 1765/66 он обратился к Королевскому обществу искусств , чтобы вознаградить его за изобретения, и выставил свою карточку-сделать машину для них. Общество не может найти никого, кто понимал челнок, и там был сбой в переписке, так что ни одна награда не была когда — либо делал. Он снова был в Англии в 1773 году, но вернулся во Францию в 1774 году, потеряв свою пенсию (в возрасте 70 лет ).

Старость

Его предложение , чтобы научить учеников , если пенсия была восстановлена не было принято, и он провел оставшиеся годы на разработку и строительные машины для производителей хлопка в Сенс и Труа . Хотя он не был занят инженерными и писать письма до 1779, он получил только 1 700 ливров от французского государства за эти пять лет, достигнув состояния нужды в марте 1778 года до получения его окончательных заранее (разработать еще больше машин).

Его последнее известное письмо (8 июня 1779) перечислил свои последние достижения для интенданта — де — коммерции , и предлагаемые дальнейшие изобретения. Но так как они никогда не были сделаны, и не больше не слышал о 75-летней Кей, считается , что он должен был умереть позже в 1779 году.

enjoy_england

Занимательная Англия

История, литература, язык

«Восстание луддитов»: народ против промышленной революции

Разрушить гораздо легче, чем создать. Но что делать, если созданное обрекает тебя на нищету? Громить, крушить, кувалдой, чтобы вдребезги, чтобы в порошок, чтобы от этих проклятых станков не осталось и следа. Так мыслили английские рабочие в начале 19 века. Что ж, технический прогресс был не всем по вкусу. И на то есть очень веские причины.

Однако обратимся к истории. В старые добрые времена люди изготавливали нити и ткани вручную, используя незамысловатую технику. Но в 1733 году замечательный Джон Кей усовершенствовал ткацкий станок, придумав «летучий челнок» (flying shuttle) – механическое устройство, позволившее сильно ускорить процесс выработки ткани.

А как быть с прядением? «Есть идея! — воскликнул Джеймс Харгривс. – Нужно использовать несколько веретен одновременно!» Так в 1764 году на свет появилась прялка «Дженни» (Spinning Jenny), с помощью которой один человек мог производить сразу несколько нитей, что повысило производительность труда раз в 20.

Замечательно! Но только нитки выходят больно хлипкие. «Нет проблем! – заявил Ричард Аркрайт. – Мы сделаем машину, которая будет скручивать несколько нитей в одну – более крепкую». Отлично! Но машина получается слишком громоздкой. Человек вряд ли сможет ей управлять. «Есть решение! — не унимался Аркрайт. – Мы построим на берегу реки фабрику, где станки будут приводиться в движение с помощью водяного колеса». Таким образом в 1771 году возникло первое в мире механизированное промышленное предприятие.

Читать еще:  Основные характеристики токарного станка

Ну а дальше все завертелось-закружилось к превеликой радости промышленников. Еще бы, товар теперь производился в значительно бóльших объемах, гораздо быстрее и при существенно меньших издержках: рабочих-то рук требовалось меньше. И народ не на шутку затосковал, потому что без работы и, соответственно, денег жизнь сильно тускнеет.

А тут еще Наполеон со своими имперскими замашками. Когда этот ненасытный француз понял, что с помощью оружия Альбион ему не завоевать, он решил стукнуть «рублем» и издал Берлинский декрет (1806) о континентальной блокаде Острова.

Удар был серьезный. Британские предприниматели и производители оказались отрезаны от европейского рынка. Что делать? Известно что: увольнять рабочих, чтобы еще больше сократить издержки.

Дальше – хуже, потому что в дело вмешалась природа: в период с 1808 по 1812 годы в Британии были очень скудные урожаи. В результате взлетели цены на еду, и народ не на шутку занервничал.

На этом вот фоне в адрес заводчиков Лестершира и Ноттингемшира от имени некоего Неда Лудда (Ned Ludd) посыпались послания, в которых сообщалось, что в ближайшее время все оборудование предприятий будет уничтожено. Что характерно, угрозы исправно приводились в исполнение. Ночной порой группы хорошо организованных людей шли к зданиям фабрик, били там стекла, вышибали двери и громили машины.

Вскоре «погромы» распространились на другие графства, и зажиточная общественность забила тревогу. «Повстанческий дух, охвативший нашу страну, можно сравнить только с лихими временами Карла I», — писал корреспондент газеты Leeds Mercury. А как вы помните, в «лихие времена Карла I» в Англии шла гражданская война. Так что к ситуации относились очень серьезно. До такой степени, что в 1812 году для подавления «восстания луддитов» в четырех северных графствах было размещено 12 тысяч солдат. Это очень много, особенно учитывая, что война с Наполеоном была в самом разгаре.

Важно отметить, что к акциям людей «генерала Лудда» приписывали и случаи голодных бунтов, вызванных невыносимо высокими ценами на продукты питания. Один из них имел место в Манчестере в апреле 1812 года. Отчаявшиеся женщины совершали нападения на предприимчивых торговцев, которые за телегу картошки просили 15 шиллингов, то есть 180 пенсов, при том, что средний заработок обычного рабочего составлял где-то 9 пенсов в неделю (про английские деньги читайте здесь). Благочиние быстро восстановили, но для этого пришлось задействовать армию.

Борьба с «варварами» шла и на законодательном уровне. В том же 1812 году был принят документ (Frame-Breaking Bill), согласно которому за порчу оборудования полагалась смертная казнь. Примечательно, что ярым противником этой меры был Джордж Гордон Байрон. Выступая в палате лордов он как-то заявил: «Только крайняя нужда могла вынудить честных и трудолюбивых людей на такие действия, столь разрушительные как для их семей, так и для общества».

Однако слова поэта прозвучали впустую. Кстати, через несколько месяцев после принятия закона был убит премьер-министр Великобритании Спенсер Персиваль. Вину сначала взвалили на «луддитов». Но потом выяснилось, что преступление совершил разорившийся предприниматель.

Спенсер Персиваль, портрет работы Джорджа Френсиса Джозефа, 1812 г.

Одним словом, власти ударили по всем фронтам. Пару десятков человек казнили, еще столько же отправили в Австралию на «исправительные работы». Так что «восстание» удалось подавить.

Но кто такой Нед Лудд, спросите вы. Да никто. Мифический персонаж, придуманный доведенными до отчаяния людьми. Своего рода супер герой, который помогает обездоленным. Кстати, в своих посланиях «луддиты» нередко писали, что их дом – Шервудский лес, в котором когда-то хозяйничал другой вымышленный герой – Робин Гуд.

PS Любопытный факт: в современном английском языке слово luddite используется в качестве оскорбления людей, упрямо противостоящих прогрессу. Так что обзывайтесь на здоровье.

Кей Джон

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Кей Джон» в других словарях:

Кей Джон — (Kay) (1704 1764), английский изобретатель. Создал крутильную машину (1730), предложил механический (самолётный) челнок для ручного ткацкого станка (1733). * * * КЕЙ Джон КЕЙ (Kay) Джон (1704 1764), английский изобретатель. Создал крутильную… … Энциклопедический словарь

Кей, Джон — У этого термина существуют и другие значения, см. Кей (значения). Джон Ки (англ. John Phillip Key; род. 9 августа … Википедия

Кей (значения) — Имена мифологических персонажей Кей титан в греческой мифологии Кей (рыцарь) рыцарь Круглого Стола Фамилии Кей, Анри (1884 1970) французский государственный и политический деятель Кей, Дэнни (1913 1987) американский актёр … Википедия

Джон Кей — (англ. John Phillip Key; род. 9 августа 1961 года, Окленд, Новая Зеландия) новозеландский политический деятель, лидер Национальной партии Новой Зеландии. 8 ноября 2008 года на 49 х общенациональных выборах Национальная партия одержала победу и… … Википедия

Джон Филипп Ки — Джон Кей (англ. John Phillip Key; род. 9 августа 1961 года, Окленд, Новая Зеландия) новозеландский политический деятель, лидер Национальной партии Новой Зеландии. 8 ноября 2008 года на 49 х общенациональных выборах Национальная партия одержала… … Википедия

КЕЙ (Kay) Джон — (1704 64) английский изобретатель. Создал крутильную машину (1730), предложил механический (самолетный) челнок для ручного ткацкого станка (1733) … Большой Энциклопедический словарь

КЕЙ — (Кау) Джон (1704 64), британский инженер, в 1733 г. запатентовавший свой знаменитый «летающий» челнок, который, автоматически передвигаясь по основной нити станка, тем самым позволял увеличить производительность труда. Его изобретение стало… … Научно-технический энциклопедический словарь

Джон «Нэнси» Хэнсен — Джон Хэнсен John Hansen Гражданство: США Профессия: актёр, продюсер IMDb: ID 1007177 Джон «Нэнси» Хэнсен (англ. John «Nancy» Hansen) американский акт … Википедия

Джон Хэнсен — John Hansen Гражданство: США Профессия: актёр, продюсер IMDb: ID 1007177 Джон «Нэнси» Хэнсен (англ. John «Nancy» Hansen) американский акт … Википедия

Кей Д. — КЕЙ (Kay) Джон (1704–64), англ. изобретатель. Создал крутильную машину (1730), предложил механич. (самолётный) челнок для ручного ткацкого станка (1733) … Биографический словарь

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector